таскина семинары

Тема 1. Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину (ПКСПП-6) (2 часа).

Теоретическая часть

Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

2. Основные теоретические направления социальной психологии: необихевиоризм, психоаналитическая интерпретация социально-психологического феномена, когнитивизм как доминирующая ориентация в современной социальной психологии, интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация, теория деятельности А.Н. Леонтьева и возможности ее использования в психологии, концепция совместной деятельности и теории А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Л.И Уманского и др.

3. Методы экспериментального исследования в социальной психологии.

Практическая часть

1. В социальной психологии существуют различные подходы, представленные психологическими направлениями (бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ и т. п.). Заполните следующую таблицу:

Направление

Основные взгляды и проблемы

Основные теории и представители направления

2. Подготовка проекта на тему «Современные проблемы прикладной социальной психологии»: студенты (индивидуально или в составе микрогрупп – 2-3 человека) работают по следующему плану:

Сформулировать одну из основных, по мнению студентов, проблем современной прикладной социальной психологии.

Охарактеризовать степень исследованности выбранной проблемы, что предполагает знакомство с достаточно широким объемом литературы как по социально-психологической, так и по социологической проблематике (статьи из журналов, учебники, книги по социально-психологической проблематике).

Предложить пути дальнейшего исследования и возможного решения рассматриваемой проблемы.

Завершающим этапом является презентация проектов на семинарском занятии с последующим групповым обсуждением. Обсуждение может вестись в разных ключах: а) в режиме сотрудничества: студенты из других подгрупп помогают доработать проблему или пути ее решения; б) в режиме полемики: студенты из других подгрупп критикуют проект и, тем самым, стимулируют работавшую над ним подгруппу защищать свою работу.

Тема 2. Закономерности общения и взаимодействия людей (ПКСПП-6) (4 часа).

Теоретическая часть

Место и природа межличностных отношений.

Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.

Общение и деятельность.

Сущность, структура и функция общения.

5. Общение как коммуникация

6. Общение как перцепция

7. Общение как интеракция

8. Понятие, виды и методы психологического воздействия.

Практическая часть

1. Используя материал, составьте табличный вариант типологии уровней общения. Сделайте обобщение.

2. Разделившись на пары, подготовьте и проиграйте несколько ситуаций, иллюстрирующих каждый уровень общения по любой типологии. Главное условие: используйте типологию уровней полностью.

3. Составить глоссарий по теме «Социальная психология общения», а затем, используя понятия из составленного глоссария составить кроссворд (не менее 10 слов).

Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности (ПКСПП-6) (4часа).

Теоретическая часть

Специфика социально-психологического понимания личности и отличие от общей социологии.

Традиции и современное состояние исследований личности в социальной психологии.

Гуманистические теории личности.

Типология личности.

Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности.

Проблема детерминизма в социальной психологии.

Случайное и необходимое в жизненном пути человека.

Образ «Я» и «Я-концепции».

Влияние самосознания на восприятие другого.

Практическая часть

Проанализировать подходы отечественных психологов к пониманию личности с точки зрения социальной психологии. Определить, в чем специфика социально-психологического подхода к личности, в отличие от других. Подготовить презентацию.

Эссе на тему: «Процесс собственной социализации».

Тема 4. Социальное поведение личности и установки (ПКСПП-6) (2часа).

Теоретическая часть

Потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки и их роль в психической регуляции поведения личности.

Понятие социальной установки. Структура.

Традиция и этапы изучения социальных установок.

Значение исследований В.Н. Узнадзе для изучения социальных установок.

Методы измерения социальных установок (аттитюдов).

Общая характеристика исследований эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов аттитюдов.

Функции социальных установок в регуляции поведения личности.

Соотношение социальных установок и реального поведения личности.

Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности.

10.Изменение социальных установок.

Практическая часть

Тема 5. Группа как предмет исследования социальной психологии (ПКСПП-6) (2часа).

Теоретическая часть

Понятие «группа» в социальной психологии.

Проблема группы в социальной психологии:

- история психологического изучения социальных групп;

- отличительные признаки социальной группы;

3. Критерии определения группы в социальной психологии.

4. Основные характеристики группы (композиция, структура, групповые процессы, интересы, нормы и ценности, потребности, групповое мнение, система санкций).

5. Классификация групп.

6. Общие представления о стадиях развития группы.

7. Группа как субъект деятельности и как психологический субъект.

8. Понятие социально-психологического статуса и позиции личности в группе.

9. Соотношение понятий «статус» и «роль».

10. Моделирование мира социальной группой.

Практическая часть

1. Самостоятельно изучите понятия: «толпа», «масса», «аудитория», «публика» (по публикациям Г.М.Андреевой, Г.Лебона, Г.Тарда и др.). Проанализируйте основные различия между этими понятиями.

2. Проанализировать понятия «лидерство» и «руководство» и в письменной форме сравнить эти два понятия, написать, в чем их сходство и чем они различаются.

Тема 6. Понятие и виды малых групп, структурные характеристики малой группы

(ПКСПП-6) (2часа).

Теоретическая часть

Определение, признаки и границы малой группы.

Классификация малых групп.

Основные исследования психологии малых групп (теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический, деятельностный подходы, теория систем).

4 .Этапность развития малой группы:

- модели коллективообразования;

- двухмерные модели развития групп;

- частные модели развития групп;

5.Стадийность развития группы в экстремальных условиях.

6.Соотношение процессов групповой социализации и группового развития.

7. Механизмы групповой динамики:

- разрешение внутригрупповых противоречий;

- идиосинкразический кредит;

- психологический обмен.

Практическая часть

1. Проведите развернутое социометрическое исследование группы. Проанализируйте результаты. Составьте специальные социально-психологические и методические рекомендации для преподавателя (куратора) по улучшению социометрической структуры группы.

2. Подготовьте памятку для педагога (куратора), включающую в себя этические правила использования социометрической методики в педагогической деятельности. Подумайте, какие негативные социально-психологические явления могут возникнуть в группе при нарушении этики проведения социометрического исследования?

Тема 7. Психологические особенности больших социальных общностей (ПКСПП-6) (2часа).

Теоретическая часть

Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших групп в социальной психологии.

Категории больших социальных групп.

Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии).

Общественное мнение: способы его количественного и качественного анализа; факторы, влияющие на его формирование.

Понятие общественного настроения.

Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы.

Значение изучения процессов заражения, внушения, подражания для понимания закономерностей массового поведения.

8. Подражание, комфортность, чувство взаимности и защищенности в больших группах.

9. Психология этнических общностей.

Практическая часть

Законспектировать статьи (Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие. Вступ. Статья Бостанджиева Т.М. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005. – 401с.):

Бехтерев В.М. Внушение и толпа

Лебон Г. Душа толпы

Моляко B.A. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)

5.4 Самостоятельная работа

Наименование темы

Содержание работы

Количество часов

Форма отчетности

Срок контроля

Тема 1. Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину

Подготовка проекта с презентацией, заполнение таблицы

Работа на семинаре,

Таблица, презентация проекта

Семинарское занятие № 1

Тема 2. Закономерности общения и взаимодействия людей

Составление тематической таблицы, глоссария к теме, разработка кроссворда

Таблица, глоссарий, кроссворд

Семинарское занятие № 2

Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности

Презентация к теме, написание эссе.

Презентация, эссе

Семинарское занятие № 3

Тема 4. Группа как предмет исследования социальной психологии

Составление основных понятий к теме занятия

Терминологический диктант

Семинарское занятие № 4

Тема 5. Понятие и виды малых групп, структурные характеристики малой группы

Семинарское занятие № 6

Тема 6. Психологические особенности больших социальных общностей

Работа со словарем, составление таблицы, конспектирование статей

Таблица, аннотация, итоговая аттестация.

Семинарское занятие № 8

ИТОГО:

8 ч

6. Тематика рефератов

Связь социальной психологии с другими науками.

Основные проблемы и предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

Проблемы и особенности педагогической социальной психологии.

Изменение степени значимости тех или иных форм социального контроля в зависимости от исторического периода и развития социально-экономических условий жизни общества.

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма.

«Американизм» социальной психологии начала ХХ в.

История формирования научного социально-психологического знания в России.

Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

Когнитивистская ориентация и современная психология социального познания.

Современные психоаналитические представления о групповых процессах.

Проблемы «символической коммуникации» в работах представителей символического интеракционизма.

Виды и уровни общения.

Критерии удовлетворенности общением.

Практические проблемы оптимизации общения.

Императивное, манипулятивное, и диалогическое общение. Особенности манипулятора.

Коммуникативная сторона общения. Средства общения.

Основные психологические условия эффективности коммуникативной стороны общения.

Речевое поведение в социальном взаимодействии.

Влияние особенностей речи на процесс взаимопонимания.

Соотношение невербальных и вербальных средств общения. Конгруэнтность общения.

Массовая коммуникация. Модели, функции.

Перцептивная сторона общения. Психологические механизмы, лежащие в основе социальной перцепции.

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

Ошибки «первого впечатления». Способы преодоления ошибок.

Эталоны и стереотипы межличностного восприятия, особенности их проявления в различных возрастах.

Проблема аттракции в социальной психологии. Факторы, влияющие на аттрикцию.

Интерактивная сторона общения. Ролевое поведение и ролевые ожидания.

Структура и типология взаимодействия.

Ролевое поведение и ролевые ожидания.

Трансактный анализ взаимодействия Э. Берна.

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Понятие о группах. Виды групп.

Формальная и неформальная структура малой группы.

Структура предпочтений и коммуникаций в группе. Социометрия.

Основные этапы и направления исследования малой группы за рубежом.

Основные этапы и направления исследования малой группы в России.

Сущность и содержание понятия «малая группа».

Детерминанты возникновения малой группы.

Модели преобразования в социальной психологии.

Социально-психологический климат в группе.

Особенности взаимодействия в группах при императивном, манипулятивном, диалогическом общении.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст