хоз. право семинар № 1

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права — как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений. Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Источники . Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим предпринимательские отношения в России, является Конституция Российской Федерации. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до закрепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров. Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы. Большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь следует назвать указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Значительное количество норм предпринимательского права содержится и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др. Помимо нормативных правовых актов источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельностиЧто касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. Итак, представляется, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны и их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности – это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.[16]Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей.Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

В РФ хозяйственное право как область права не выделено, оно формируется из норм различных отраслей права (гражданского права, трудового права, финансового, административного и иных норм права.

Ряд подотрослей и норм права одновременно создают как соответственную отрасль права, так и комплекс хозяйственного права.

В последнее время, связи с развитием предпринимательства, образуются новые подотрасли различных отраслей права. В РФ хозяйственное право не имеет своего систематизирующего правового акта.

Хозяйственно право, как система права – это комплекс правовых норм, формируемый из норм отраслей права. Под системой как таковой понимается сложная организованная совокупность элементов объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями, преследующих достижение определенных целей.

Система права — это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность норм институтов и отраслей права, которое определяется характером регулируемых общественных отношений и их развитием.

Первичным элементом системы права является норма права – правило поведения установленное и санкционированное государством.

Правовой институт – это первичная правовая структура, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Ведущей отраслью в праве является конституционное право. Оно включает правовые нормы и институты, регулирующие устройство государства, принципы и функции деятельности органов, закрепляют права, свободы и обязанности как государства в целом, так и личности в отдельности. Эти нормы находят отражение в конституции.

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства государства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.

Также, Конституцией РФ равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.

Хозяйственное право <как наука изучает нормы,

институты и отношения хозяйственного права как отрас-

ли права. Наука хозяйственного права возникла на сты-

ке правовой и экономической науки, она изучает право-

вую форму хозяйственных отношений в тесной связи с

их экономическим содержанием.

Все же более правильно считать хозяйственное право

юридической наукой, хотя и не <чисто> юридической, а

изучающей правовые вопросы хозяйственной жизни в

тесной связи с вопросами экономическими. С. С. Алек-

сеев правильно отмечает, что наука хозяйственного пра-

ва сочетает изучение права с определенной областью

неюридических знаний. Наука хозяйственного права

<должна рассматриваться как экономико-юридическая

наука, которая вопросы правового регулирования хозяй-

ственных отношений рассматривает в единстве с вопро-

сами экономики-планирования, хозрасчета, рентабель-

ности и др. Хозяйственное право <как наука изучает нормы,

институты и отношения хозяйственного права как отрас-

ли права. Наука хозяйственного права возникла на сты-

ке правовой и экономической науки, она изучает право-

вую форму хозяйственных отношений в тесной связи с

их экономическим содержанием. Связь науки хозяйст-

венного права с экономической настолько велика, что

некоторые экономисты относят хозяйственное право к

числу экономических наук.