семинар 4 политология

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Само понятие «политическая система» было введено в науку в середине XX в. Введение его в научный оборот отражало нарастание системного характера политики. Используемые к тому времени термины «тип правления», «система правления» уже не отвечали общей тенденции усложнения политики, так как указывали только на деятельность государственных структур, но развитие гражданского общества, появление политических партий, движений, способных не только подчиняться государственным органам, но и оказывать на них обратное воздействие, обусловили необходимость системного подхода к анализу политической сферы общества.

Политическая система возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. В ходе развития государственно организованного общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. На ее характер оказывают воздействие многие факторы. Политическая система конкретного общества определяется:

· его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т. п.);

· типом государства (монархия, республика);

· характером политического режима (демократического, тоталитарного, авторитарного и др.);

· характером социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т. п.);

· политико-правовым статусом государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами);

· характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них);

· историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т. п.);

· исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями

Структура политической системы. Политическая система как любая другая система имеет свою структуру. Например, известный отечественный политолог Ф. Бурлацкий считает, что политическая система любого общества включает в себя 4 основных элемента: 1) политические организации; 2) политические и правовые нормы; 3) политические отношения; 4) политическое сознание и политическую культуру.Сущность политической системы проявляется и в ее функциях. Под функциями понимаются действия, направленные на обеспечение жизнедеятельности системы.

В отечественной литературе чаще всего называются следующие:

· определение главных целей и задач общества, от достижения которых зависит эффективность деятельности и жизнеспособности всего общества;

· мобилизация сил и средств на достижение поставленных целей и задач;

· интеграция всех элементов системы и общества в единое целое с целью дальнейшего развития;

· выработка правовых норм, законоположений для вновь создаваемых общественных институтов власти или процессов ( Основы политологии.- Вып. 1.- Пермь, 1992.-С.57).

Выделение перечисленных функций вполне правомерно. Вместе с тем можно предложить несколько уточненный перечень функций политической системы. На наш взгляд, политическая система выполняет следующие основные функции.

1. Политическая социализация. Любая политическая система стремится приобщить своих граждан к политическим знаниям, моральным ценностям общества, политическим традициям, принятым стандартам политического поведения. Это естественно, так как такая деятельность способствует укреплению политической системы, ее интеграции, обеспечению стабильности функционирования.( Так, общественные дисциплины в школе и ВУЗах – пример явной политической социализации)

2. Оптимальное сочетание (артикуляции и агрегирования) различных индивидуальных, групповых и общественных интересов. Общество имеет сложную социальную структуру, включающую в себя различные классы, социальные группы, слои, индивидов со своими специфическими интересами. Политическая система в своей деятельности должна выражать интересы всех элементов социальной структуры общества, уметь их агрегировать, то есть свести в один агрегат. При этом необходимо оптимально сочетать интересы различных социальных групп. Нельзя, скажем, заботиться об олигархах, совершенно игнорируя интересы учителей, врачей и т. д.

3. Политическая коммуникация. Обеспечивает взаимодействие различных звеньев внутри политической системы, а также с политическими системами других стран (информация, личные контакты лидеров и т. д.). выступление Президента в связи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ

4. Нормотворчество. Оно формирует определенные правовые политические, моральные нормы и ценности. Особо важную роль в этом играют законодательные органы государственной власти, принимающие законы.

5. Применение норм и правил. Политическая система не только вырабатывает, определяет правовые и другие нормы, но и обеспечивает применение на практике. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, движений, отдельных граждан, ставит в определенное русло деятельность оппозиции. (санкции

6. Контроль за соблюдением норм и правил. Важной частью функционирования политической системы является контроль за соблюдением правовых норм, осуществление равенства всех перед законом и судом, что предполагает решительное искоренение коррупции, протекционизма, беззакония, «телефонного права» и т. д. Политическая система добивается гарантии прав граждан.

Функции, реализуемые политической системой, неразрывно связаны с типом этой системы. В мире существует много типов политической системы. Эти типы выделяются на основе определенных признаков. Так, марксисты за основу классификации берут общественно-экономическую формацию или базис. В соответствии с ними выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы политической системы. Каждый из этих типов характеризуется политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно проявляется в различных формах организации государственного управления и власти. Здесь институты политической системы рассматриваются в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Последнее обусловливается конкретной спецификой социальной структуры, соотношением классовых сил, а в конечном счете – условиями экономического развития. К. Марксом была сформулирована концепция о будущем отмирании государства и постепенного перехода к общественному самоуправлению.

Англо-американская система характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов (референтами) и т. д. Власть и влияние взвешенно (через систему противовесов) распределены между различными звеньями политической системы. Основой политической культуры является защита либеральных ценностей, к которым в первую очередь относятся собственность, свобода и безопасность.

Системы континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуются эклектичностью политической культуры, смешением элементов англо-американской культуры и старых культур. Здесь имеются этносы, классы, социальные группы, культура которых отличается противоположностью ценностей и идеалов. Поэтому распределение политических ролей происходит не на уровне общества, а внутри этноса, класса, группы. Такие субкультуры мешают находить согласие в обществе, имеющем либеральные ценности в качестве культурной основы.

Доиндустриальные или полуиндустриальные политические системы. Они распространены за пределами европейского и американского регионов. Политическая культура состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности класса, рода, общины, племени. Политическая власть, как правило, сконцентрирована в руках небольших группировок, большинство населения отстранено от управления государством. В 60-х гг. XX в. из 137 стран мира доиндустриальных насчитывалось 53.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых (СССР), национальных (Сирия, Ливан), религиозных (Иран со времен Хомейни) ценностей. Власть сконцентрирована в руках одной правящей партии (во главе с лидером), которая контролирует все стороны жизнедеятельности общества и человека.

Понятие, структура и функции политической системы

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормы – сложившиеся или установленные правила поведения, способы, регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется ин-ституционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс – деинституциона-лизацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

2. Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на нсииве правовых актов.

Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

общая цель для всех участников организации;

иерархичность структуры отношений внутри организации;

дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

3. Политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается и неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.

Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.

Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя па политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный – политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный – несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.

Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, аакладываются в системы воспитания, политической социализации.

Ценности – это выражение значимости объектов окружающего Мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как «желаемые события», или «события-желания».

Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописательную, ценности  играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.

Среди ценностных доминант, создававших исторический облик европейских политических систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет:

до XV в. – справедливость, честность;

в XV в. – власть, выгоду;

в XIX в. – стабильность;

в XIX–XX вв. – развитие.

Автор отмечает невозможность определения современной политики в рамках единой ценности, что, на наш взгляд, совершенно справедливо.

Центральный элемент политической системы – государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике:

выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы;

обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.

Акцент на распределительную, а не на производительную или собственническую функции политической системы достаточно красноречиво показывает пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности.

Потеря контроля над этим нервным узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом. Политическая же регламентация всех экономических отношений влечет за собой ограничение производственной инициативы, сковывает предпринимательскую активность, что также оборачивается стагнацией и крахом социальной системы, устанавливающей жесткую степень зависимости экономики от политики.

Контроль за сферой распределения ценностей – предпосылка реализации и такой функции политической системы, как интеграция общества, обеспечение взаимосвязи и единства действий различных компонентов его структуры. Интеграция предполагает наличие развитой способности политической системы разными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия (их неиссякаемый источник – различия интересов, способов ориетации социальных групп), разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности.

Такая функция политической системы, как упорядочение политических процессов, определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям жизни, и стабилизации – фактора сохранения социальной целостности. Поэтому естественным является присутствие в политических процессах двух противоположных тенденций: к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить и развитие, и стабильность политической системы. Отсутствие этого сочетания служит причиной многочисленных деструкции.

В литературе выделяют и другие функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.

Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывает ее кризис: когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его членами в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма, а структура государственных институтов создается вопреки традициям и историческому опыту народа.

В зависимости от этих факторов, а также господствующего политического режима, формируются разнообразные типологии политических систем. Можно выделить базовые модели:

командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;

соревновательную – основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;

социопримирительную – нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

Как политика, так и все ее элементы, несомненно находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов. Этничность – это наиболее доступная и понимаемая гражданами основа для массовой мобилизации и коллективного действия»

Естественным выражением данного фактора служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических и культурных традиций народов, основных участников политической жизни и государственного строительства.