семинар 3 мазий

Основы бюджетирования промышленной компании определяются особенностями кругооборота основного и оборотного капитала. Более сложная по сравнению с другими отраслями экономики система планирования в промышленности обуславливается наличием стадии производства, то есть стадии на которой материальные ресурсы превращаются в готовую продукцию.

В коммерческой сфере часть добавленной стоимости составляют операционные издержки, которые должны покрываться разницей «входящих» и «исходящих» потоков (так называемая «маржа»). Оптимизация же операционных издержек сводится к минимизации затраченных ресурсов при перераспределении «входящих» товарных или финансовых потоков.

В промышленности все выглядит гораздо сложнее. «Входящие» потоки в процессе производства претерпевают качественные изменения и тем самым определяют величину «исходящих» потоков, складывающуюся не только из рыночной стоимости, но и стоимости производственных затрат. Управление за процессом преобразования всех имеющихся ресурсов в готовую товарную продукцию ложится на производственный учет, который является особенностью для бюджетного планирования в промышленности.

Сводный (генеральный) бюджет промышленной компании состоит из трех бюджетов: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет ставит своей целью определение будущих расходов и доходов в зависимости от текущих операций за бюджетный период. Он состоит из бюджетов: продаж, производства (бюджеты прямых материальных затрат, затрат труда и общепроизводственных расходов), запасов готовой продукции, постоянных расходов, закупок.

Финансовый бюджет определяет баланс оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия. Включает в себя бюджет движения денежных средств и отчет об изменении финансового состояния.

Инвестиционный бюджет рассматривает процесс обновления и выбытия капитальных активов (основных средств, долгосрочных финансовых вложений).

Ведение процесса планирования невозможно без наличия определенной организационной структуры (во второй главе уже рассматривались виды организационных структур), так как составление бюджетов требует наличия подразделений с соответствующими функциями и полномочиями.

Структура генерального бюджета промышленного предприятия представлена на схеме (схема 3.1).

В крупных предприятиях в процессе составления сводного бюджета ответственность за предоставление и анализ необходимой информации распределяется следующим образом.

1. При подготовке первичного проекта бюджета продаж:

Планово-экономическое управление (ПЭУ) подготавливает фактические оперативные данные прошлых бюджетных периодов по себестоимости выпуска в разрезе видов продукции. Бухгалтерия составляет сводные данные прошлых бюджетных периодов по объему и себестоимости реализации по каждому виду продукции. Отчетные данные из ПЭУ и бухгалтерии поступают в Управление по маркетингу и сбыту, которое на их основании разрабатывает проект реализации по видам продукции и составляет проект бюджета продаж.

2. При подготовке первичного проекта операционного бюджета:

Бухгалтерия передает фактические данные прошлых бюджетных периодов по величине и структуре себестоимости выпущенной продукции в ПЭУ. Управление по маркетингу и сбыту составленный проект бюджета продаж отправляет для анализа в ПЭУ и службу сбыта, которая в свою очередь на базе бюджета продаж рассчитывает величину и структуру коммерческих расходов по каждому виду продукции. Производственные подразделения готовят проекты производственных программ и передают их для анализа в ПЭУ. Складские и управленческие службы составляют сметы по административным затратам, складским издержкам, целевым складским остаткам и заготовительным расходам. На базе отчетов бухгалтерии, Управления по маркетингу и сбыту, производственных, складских и управленческих служб ПЭУ разрабатывает проект операционного бюджета.

Схема 3.1 

3. Проект инвестиционного бюджета разрабатывается управлением по капитальному строительству на базе операционного бюджета и инвестиционного бюджета планово-аналитического отдела.

4. Финансово-экономическое управление (ФЭУ) проанализировав проекты операционного бюджета ПЭУ и инвестиционного бюджета управления по капитальному строительству, составляет проект финансового бюджета. Руководители данных структурных подразделений согласуют единый сводный бюджет, который передается на утверждение Правлению компании.

Данный регламент утверждения сводного бюджета обычно определяется внутренним нормативным актом– Положением о планировании.

2 вопрос.

13.2. Контроль и план-факт анализ исполнения бюджета

В современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительным развитием технологий, растущей диверсификации бизнеса, эффективное управление предприятием предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы.

Процедуры контроля — составной элемент технологических процедур бюджетного управления. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля и анализа исполнения бюджета устанавливают порядок и последовательность работ в соответствии с принятыми ориентирами и целями предприятия, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей. При его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ полученных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Условия работы механизма контроля определяются масштабом деятельности компании; определением и документальным закреплением процедур контроля; реакцией руководителей соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям; налаженностью системы коммуникаций и системы информационного обеспечения управления.

Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета — это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода. Система контроля исполнения бюджета  является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроллинг в экономическом смысле — это наблюдение и управление. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Основными элементами системы контроля являются:

·     объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;

·     предметы контроля — отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

·     субъекты контроля — структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов.[109]

Система внутреннего контроля исполнения сводного бюджета предприятия предполагает:

·     текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями — центрами ответственности предприятия;

·     поступление от центров ответственности управленческим службам (планово-экономический, финансовый или бюджетный отделы) соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

·     анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству.

Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания, и управленческими службами аппарата управления. Механизм учета ответственности является неотъемлемой и обязательной составляющей внутрифирменного бюджетирования на всех трех стадиях (составление сводного бюджета, контроль исполнения, план-факт анализ исполнения).

Проведение план-факт анализа имеет две основные цели:

·     плановую;

·     контрольно-стимулирующую.

Плановая цель реализуется на основе определенных выводов, сделанных на основе  план-фактного анализа за прошедший период при составлении бюджетов. Как правило, при этом используется принцип «продолжающейся деятельности», который применительно к составлению бюджетов. Бюджет предприятия на предстоящий бюджетный период должен разрабатываться на основе анализа причин отклонений фактических значений показателей от их плановых значений, а также выявления и использования внутренних резервов повышения эффективности  и улучшения финансового состояния компании. При составлении нового бюджета учитываются два фактора: объективный и субъективный.

Объективный фактор связан с изменением рыночной конъюнктуры и влияет на значение «входных» параметров бюджета (рыночные цены на выпускаемые предприятием товары, работы, услуги, а также на сырье, материалы, энергию, труд и другие ресурсы; правила налогообложения деятельности предприятия; ставки процента за кредит и т.д.).

Субъективный фактор связан с возможностью использования внутренних резервов предприятия, выявленных на этапе анализа исполнения бюджета за прошлый период (размер дебиторской и кредиторской задолженности, уровень переменных и постоянных затрат, размер запасов сырья и готовой продукции, своевременность поступления и расходования денежных средств и др.).

Учет действия этих двух основополагающих факторов в системе бюджетирования позволяет сочетать гибкость хозяйственной  политики применительно к изменению состояния рынка (рыночную стратегию) и преемственность в хозяйственной деятельности компании, под которой  понимается эффективное использование ресурсного потенциала предприятия (ресурсную стратегию). Корректировка рыночной стратегии предприятия проявляется в отношениях с кредиторами и дебиторами предприятия, что отражается при составлении бюджетов расчетов с контрагентами предприятия на следующий период времени, а также бюджета движении денежных средств при формировании графика поступлении и платежей. Корректировка ресурсной стратегии предприятия сказывается на составлении бюджетов производства и затрат.[110]

Контрольно-стимулирующая цель план-фактного анализа реализуется с помощью информации об отклонениях «факта» от плана при оценке результатов работы структурного подразделения предприятия и службы. Бюджетные задания по объемам продаж продукции, по объемам производства в ассортиментном разрезе, по объемам закупок сырья и материалов, по уровню затрат, по срокам взыскания дебиторской задолженности или срокам погашения кредиторской задолженности можно рассматривать как базу для оценки работы подразделений, их руководителей и отдельных специалистов. По результатам этой оценки возможно применение мер материального и морального стимулирования персонала. С помощью различных схем «привязки» результатов план-фактного анализа к стимулам (поощрениям и наказаниям). В одном случае возможны поощрения за перевыполнение плановых заданий по продажам, получениедоходов, взыскание дебиторской задолженности и т.п. и наказания за невыполнение этих заданий. В другом случае поощрения и наказания могут быть связаны с размером экономии ресурсов и сокращением затрат.

Информационным обеспечением анализа исполнения сводного бюджета является система, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических.

Система контроля исполнения бюджета может состоять из двух контуров, отражающих фактическую информацию: оперативного и бухгалтерского учета.

По данным оперативного учета на основании казначейского исполнения бюджета, производственно-диспетчерской информации и другой управленческой информации, осуществляется оперативный контроль и мониторинг производственно-финансовой деятельности предприятия.

Фактическое отражение хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, связанным с обработкой первичных учетных документов и дальнейшему формированию учетной информации, является  исходной информационной базой осуществления контроля выполнения планов. Фактические данные формируются на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета в течение всего бюджетного периода.

Информация для контроля исполнения бюджета обусловливается единой кодировкой справочной информацией и установления таблиц соответствия  аналитических регистров бухгалтерского и оперативного учета и кодов бюджетной классификации. Контроль исполнения бюджета по данным бухгалтерского учета осуществляется центрами финансовой ответственности после закрытия отчетного периода. В целом отчет по исполнению сводного бюджета осуществляется финансово-экономической службой на основании данных центров ответственности, подтвержденные бухгалтерским учетом.

Контроль исполнения операционных и финансовых бюджетов осуществляется соответствующими центрами ответственности, по следующим направлениям: реализация продукции, расходы по материалам, заработной платы, амортизационные отчисления и др.