рабочая программа по биологии 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

г. Кимовска Тульской области

Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н. ____ августа 2013 года

___ июня 2013 года

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

11 класс, базовый уровень

Разработана

Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013 год

Биология

11 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), на основе примерной программы по биологии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень) (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования на изучение курса биологии в 11 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 из школьного компонента на изучение курса биологии добавлен 1 час. Согласно данной рабочей программе изучение материала рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю). Добавленные З5 часов из школьного компонента использованы на углубленное изучение вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся, особенно при подготовке к ЕГЭ, а также на уроки, реализующие региональный компонент.

В курсе общей биологии 11 класса рассматриваются особенности свойств живой природы на организменном, клеточном, молекулярном уровнях организации жизни.

На изучение темы «Организменный уровень организации жизни» добавлено 15 часов (всего 32, вместо 17, предложенных в авторской программе И.Н. Пономарёвой). Большое внимание уделяется генетическим закономерностям наследования, решению разных типов генетических задач, т.к. замечено, что эти вопросы часто вызывают затруднения при подготовке выпускников к ЕГЭ.

На изучение темы «Клеточный уровень организации жизни» добавлены 13 часов (всего 22, вместо 9 авторских). Это время затрачено на более подробное рассмотрение строения клетки (предусмотрены 3 лабораторные работы), изучение особенностей строения клеточных органоидов, особенностей процессов деления клетки (митоза и мейоза). Учащиеся более детально изучают особенности строения и многообразие бактерий как представителей прокариот, рассматривают современные проблемы микробиологии и гистологии.

Материал, раскрывающий особенности молекулярного уровня проявления жизни, распределён на 13 часов. Дополнительные часы отведены для изучения таких сложных вопросов, как особенности строения ДНК и РНК, механизмов фотосинтеза, биосинтеза белков в клетке, клеточного дыхания.

Изучение биологии в 11 — м классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах разного уровня сложности (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает 9 лабораторных работ, 1 практическую работу.

Содержание курса

1. Организменный уровень организации живой материи (32 часа)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Неблагоприятные факторы окружающей среды в Тульской области. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Состояние окружающей среды в Тульской области.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели здоровья населения Тульской области. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. Вирусология – наука о вирусах, её достижения, значение.

Лабораторные работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияний на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Изучение признаков вирусных заболеваний (по справочной литературе).

Практические работы:

Решение элементарных генетических задач.

2. Клеточный уровень организации жизни (22 часа)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Многообразие бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот: водоросли. Многообразие одноклеточных эукариот: простейшие

Микробиология как наука, её значение, достижения. Дискуссионные проблемы цитологии.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Лабораторные работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Молекулярный уровень проявления жизни (13 часов)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Опасность химического загрязнения окружающей среды. Источники химического загрязнения среды в нашем регионе. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества. Осуществление экологического образования в Тульской области.

Заключение (1час)

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых. Охрана природы в Тульской области.

Календарно- тематическое планирование по биологии в 11 классе

( 70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

да-та

Тема урока

Региональный

компонент

Содержание стандарта

биол.образования

Д / з

Тема 1. Организменный уровень организации живой материи

(32 часа)

1.

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

П.1

2.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

П.2

3

Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.

С.10

4

Обмен веществ и

процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности.

П.3

5

Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

С.17

6

Размножение организмов — половое и бесполое.

Половое и бесполое размножение.

П.4

7

Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Оплодотворение и его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

П.5

8

Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Периоды онтогенеза.

Л.р.№ 1. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

П.6

9

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

Неблагоприятные факторы окружающей среды в Тульской области.

Неблагоприятные факторы окружающей среды в Тульской области.

Записи, доклады

10

Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

Записи, доклады

11

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

П.7

12

Изменчивость признаков организмов и её типы. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

П.8

13

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

П.9

14

Дигибридное скрещивание; III закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

П.10

15

Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.

Л.р. № 2. Составление простейших схем скрещивания.

Хромосомная теория наследственности.

П.10, записи

16

Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.

Инд. Задания

17

Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе, геноме.

Современные представления о гене и геноме.

С.48

18

Генетические основы селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Важнейшие урожайные сорта культурных растений и породы животных в Тульской области.

Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

Значение генетики для селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

П.11, записи

19

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

С.52

20

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

П.12

21

Пр.работа №1. Решение элементарных генетических задач.

Инд. Задания

22

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

П.13

23

Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст