рабочая программа биология 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №9

г .Клин

Утверждаю

Директор МОУ ООШ №9

_____________О.Н.Игнатьева

Приказ №__от «__»сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

(базовый уровень)

7 класс

Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,

учитель биологии первой категории

2013 г

Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 7 кл. Авторы: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин М., «Дрофа».

7 класс

Животные (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстраций живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Л\Р №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей».

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Л\Р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» .

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Л\Р №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Л\Р №4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе н жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Л\Р №5 «Изучение внешнего строения птиц».

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.

Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа

Л\Р №6«Изучения особенностей различных покровов тела».

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Л\Р №7 «Определение возраста животных».

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, мбриологические,палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Учебно – тематический план

Темы курса Количество часовЛабораторные работыВведение 2 чМногообразие животных 34 ч5Эволюция строения и функций органов и их систем 14 ч1Индивидуальное развитие животных Зч1Развитие животного мира на Земле 3 чБиоценозы 4 чЖивотный мир и хозяйственная деятельность человека 5чПовторение материала3ч

Итого

68

7

1 триместр 4 лабораторные работы

2 триместр 2 лабораторные работы

3 триместр 1 лабораторная работа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 класса

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

Называть:

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции; приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать:

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать:

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать:

строение и функции клеток растений и живот-

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания:

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы:

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать:

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и с\х животных;

результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка «5″ ставится в следующем случае:- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;— учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.— владеет знаниями и умениями в объеме 95% — 100% от требований программы.Оценка «4″ ставится в следующем случае:— ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5″, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;— учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;— объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка «3″ ставится в следующем случае:— большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4″, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;— учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка «2″ ставится в следующем случае:— ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;— учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;— учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3″.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка «5″ ставится в следующем случае:— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

Оценка «4″ ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5″, но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3″ ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2″ ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания.Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс

(2 часа в неделю)

№п\п

№ в теме

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

1 триместр

Введение 2 ч

11История и методы изучения животных. Наука зоология и ее структура.

22Сходство и различие животных и растений. Систематика животных

Многообразие животных 34 ч

31Простейшие. Многообразие простейших. Образ жизни и поведение.

42Простейшие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

53Тип Губки. Многообразие ,роль в природе и жизни человека.

64Тип Кишечнополостные.

75Тип Кишечнополостные.Многообразие, роль в природе и жизни человека.

86Тип Плоские черви.

97Тип Круглые черви.

108Тип Кольчатые черви. Л\Р №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей».

119Тип Моллюски.

1210Тип Моллюски. Многообразие ,роль в природе и жизни человека.

1311Тип Иглокожие.

1412Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1513Л\Р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» .

1614Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

1715Класс Насекомые. Многообразие ,роль в природе и жизни человека.

1816Л\Р №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

1917Тип Хордовые.. Класс ланцетники.

2018Надкласс Рыбы.

Л\Р №4 « Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

2119Подкласс Хрящевые .

2 триместр

2220Подкласс Костные рыбы.

2321Роль рыб в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

2422Класс Земноводные. Многообразие земноводных. Роль в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

2523Класс Пресмыкающиеся .

2624Многообразие, роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.10.12

2725Класс Птицы. Биологические и экологические особенности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст