рабочая программа 10-11 кл вв пасечник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солоновская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края

«Рассмотрено »

Руководитель МО

Курасова НП

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Принято на педагогическом совете»

«…» _________ 201__ года

Протокол № …

Рекомендовано в качестве

рабочей программы по изучению биологии

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Шестакова ЛВ

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Биология »10-11 класс

за курс средней ( полной ) общей школы

на период 2013 – 2014учебный год

базовый уровень

составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-11 классы (Москва .Дрофа 2010г)

Составитель Курасова НП

учитель химии высшая квалификационная категория

с. Солоновка 2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативных документов и материалов , на основе которых составлена рабочая программа:

1.    Стандарта среднего( полного) общего образования по биологии

2.   Примерная программа среднего( полного) общего образования по биологии базовый уровень

3. Программа для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-11 классы(Москва .Дрофа 2010г)

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общее количество часов на которое рассчитана программа , число часов в неделю на преподавание предмета

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10-11 классе на базовом уровне выделено 70 часов (1 час в неделю)

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской

Количество часов рабочей программы – 35 часов (1 час в неделю) соответствует количеству часов авторской программы. Содержание, а так же последовательности изучения разделов «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм» и тем курса биологии 10 класса в рабочей и авторской программах находятся в полном соответствии. В предложенном варианте рабочей программы резервное время (2 часа), предусмотренное авторской программой используется для проведения итогового, а также промежуточного контроля по теме «Химический состав клетки» в разделе «Клетка». Количество и темы лабораторных и практических работ соответствуют таковым в авторской программе. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно – тематический план рабочей программы учебного предмета биология

10-11 класс

№п/п

Номер темы и ее название

Всего часов на тему

из них

ТеоретичПрактичконтрольн

Биология 10 класс Общая биология

1

Биология как наука. Методы научного познания

4

Тема1.1Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

2

Тема1.2Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

2

2

Клетка

10

Тема2.1Методы цитологии. Клеточная теория

1

Тема22Химический состав клетки

4

Тема2.3Строение клетки

3

Тема2.4Реализация наследственной информации в клетке

1

Тема2.5Вирусы

1

3

Организм

19

Тема3.1Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

Тема3.2Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов

2

Тема3.3Размножение

4

Тема3.4Индивидуальное развитие организма

2

Тема3.5Наследственность и изменчивость

7

Тема3.6Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология

3

Итого:

35 часов

Биология 11 класс Общая биология

4

Вид

20

Тема№4.1История эволюционных идей

4

Тема№4.2 Современное эволюционное учение

9

Тема№4.3Происхождение жизни на Земле

3

Тема№4.4 Происхождение человека

4

5

Экосистемы

11

Тема№5.1 Экологические факторы

3

Тема№5.2Структура экосистем

4

Тема№5.3Биосфера- глобальная экосистема

2

Тема№5.4Биосфера и человек

2

ИТОГО

34

Тематический поурочный план учебного предмета» Биология» 10 класс( вариант: 1 час в неделю 35 учебных недели)

№ п/пНаименование раздела и темы урокаПланируемые образовательные результаты изучения темы Ведущие формы методы средства обучения на урокеВиды деятельности обучающихся ( практич, лаб, контрольные)

Дата план

Дата

факт

Тема№1Биология как наука. Методы научного познания( 4ч)

Тема1.1Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии(2ч)

1Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Знать: цели и задачи

курса, место предмета

в системе естественных

наук, вклад ученых в развитие биологии

Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира; самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать.Демонстрация портретов ученых; схем «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»

Портреты учёных-биологов02.092Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.Знать: методы исследований в биологии

Уметь: характеризовать методы исследования в биологии; самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать.Демонстрация

схем «Методы познания живой материи»

Вводное контрольное тестирование

схема «Методы познания живой материи»

09.09

Тема1.2Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи(2ч)

3Сущность жизни и свойства живого. Знать: современные научные представления о сущности жизни; характерные признаки живого;

Уметь: давать определение понятию жизнь, характеризовать свойства живого организма; сравнивать живую и неживую материю, делать выводы на основе сравненияДемонстрация схем «Свойства живой материи», «Биологические системы»,

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого; биологические системы16.094Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.Знать: уровни организации живого

Уметь: давать определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи; характеризовать уровни организации живой материи; приводить примеры уровней организацииДемонстрация схем «Уровни организации»

Таблица «Уровни организации»; таблицы с изображением различных биогеоценозов.23.09

Тема№2 Клетка( 10ч)

Тема2.1Методы цитологии. Клеточная теория)1ч)

5Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологииЗнать: основные положения клеточной теории, ее авторов; методы цитологии

Уметь: объяснять основные

положения клеточной

теории; роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира;

Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях30.09

Тема2.2Химический состав клетки(4ч)

6Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Знать: химический состав клетки

Уметь: объяснять роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки; самостоятельно работать с текстом, выделять

главное и обобщать.Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов07.107Органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Углеводы и липиды.Знать: углеводы и липиды, входящие в

состав живых организмов, их

строение, функции.

Уметь: характеризовать состав, особенности строения углеводов и липидов, их функции; объяснять принадлежность полисахаридов к биополимерам; классифицировать углеводы и липиды; давать определение терминам /биополимер, мономер/CD/DVD «Кирилл и Мефодий»; таблица «Строение и функции липидов»14.108Органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Белки.Знать: состав, строение,

уровни организации белковой молекулы; функции белков в организме

Уметь: характеризовать состав, особенности строения углеводов и их функции, роль ферментов как биорегуляторов молекулярного процесса; объяснять процесс образования пептидной связи; объяснять принадлежность белков к биополимерам; классифицировать белки; давать определение терминам /биополимер, мономер, ферменты/Демонстрация схемы «Строение молекулы белка»

Таблицы «Белки и ферменты»; «Строение и уровни организации белка»; «Строение и функции белков»; модель молекулы белка21.109Органические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки.Знать: состав, строение,

функции нуклеиновых кислот,

АТФ

Уметь: характеризовать состав, особенности строения нуклеиновых кислот и их функции, объяснять принадлежность ДНК к биополимерам; сравнивать ДНК с РНК, делать выводы на основе сравнения; перечислять составляющие нуклеотида АТФ; различные группы витаминовДемонстрация схем «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК»

Модель ДНК; таблицы «Нуклеиновые кислоты»; строение ДНК»; Таблица с изображением строения АТФ ;CD/DVD «Кирилл и Мефодий»28.10

Тема2.3Строение клетки(3ч)

10Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.Знать: основные структурные элементы клетки и ее части; строение и функции наружной мембраны клетки, ядра, цитоплазмы, клеточного центра, рибосом

Уметь: давать определение терминам; характеризовать строение и функции клеточной мембраны, ядра, органоидов; объяснять механизм фаго- и пиноцитоза; обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов; работать с микроскопом; проводить наблюдения; сравнивать растительную клетку с животной, делать выводы на основе сравненияДемонстрация схем «Строение клетки»

Таблицы «Строение растительной клетки»; бактерии; «Строение животной клетки»; микролаборатории и световые микроскопы; микропрепаратов растительной и животной клеткиЛабораторная работа № 1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

11.1111Строение и функции хромосом Знать: основные структурные элементы клетки и ее части; строение и функции эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом, клеточных включений, митохондрий, пластид, органоидов движения.

Уметь: давать определение терминам; характеризовать строение и функции органоидов; обосновывать наличие большого числа митохондрий в молодых клетках и клетках с большими энергетическими затаратами; работать с микроскопом; готовить микропрепараты; проводить наблюдения; выявлять структуры клетки, видимые в световой микроскопТаблица «Строение клетки»;

микролаборатории и световые микроскопы; микропрепаратов растительной клеткиЛабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

18.1112Эукариотические и прокариотические клетки. Знать: термины /прокариоты, эукариоты/; строение клеток прокариот и эукариот

Уметь: характеризовать и сравнивать клетки прокариот и эукариот, животных и растений; делать выводы на основе сравнения; готовить и описывать микропрепараты; осуществлять самостоятельный поиск информации в тексте учебника. Применять ее в собственных исследованияхТаблицы «Эукариотическая клетка»; «Прокариотическая клетка»; микролаборатории и световые микроскопы; микропрепаратов растительной и животной клетки

ЭОРДемонстрация схем «Строение клеток прокариот и эукариот»

Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

25.11

Тема2.4Реализация наследственной информации в клетке(1ч)

13ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.Знать: понятия ген, генетический код; сущность процесса транскрипции и трансляции;

Уметь: давать определение терминам; доказывать, что ДНК – носитель наследственной информации в клетке; характеризовать процесс транскрипции, трансляции; объяснять роль гено в биосинтезе белка.Тестовая работа №2 по теме «Строение клетки»

Демонстрация таблиц «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК»

таблиц «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы «ДНК»; «Синтез белка». CD/DVD «Кирилл и Мефодий»02.12

Тема2.5Вирусы(1ч)

14Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.Знать: особенности строения и функционирования вирусов, способы борьбы со СПИДо

Уметь: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности вирусных заболеваний и их профилактики; способы борьбы со СПИДом; объяснять принадлежность вирусов к живым организмам; применять биологические знания на практике для сохранения своего здоровьяДемонстрация схемы «Строение вируса»

Таблица «Вирусы»; CD/DVD «Кирилл и Мефодий»

ЭОР09.12

Тема№3Организм(19ч)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст