психология управления семинар

6, Психолого-педагогическое консультирование.

Психологическое консультирование — раздел прикладной психологии, содержащий описание процесса психологической помощи, оказываемой как отдельному человеку, так и группе, организации. Психологическое консультирование первоначально состояло в оказании людям помощи в поиске подходящей профессии, но в дальнейшем расширилось до сферы практической деятельности, цель которой — помогать относительно здоровым людям, извлекать из своего потенциала максимальную пользу во всех сферах жизни. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему, мобилизовав свои дополнительные силы и способности. Различаются следующие виды психологического консультирования: профессиональное; семейное; консультирование, ориентированное на разрешение конфликтов в социально-профессиональных группах; индивидуальное и групповое проблемно-поведенческое консультирование.^ Управленческое консультирование — оказание профессиональной помощи в области управленческой деятельности. Основные направления управленческого консалтинга: стиль управления, финансовый менеджмент, управление маркетингом, управление человеческими ресурсами, вопросы всеобщего управления качеством, специальное психологическое консультирование. При проведении консультирования используется общая модель, включающая в себя определенные этапы: знакомство, диагноз, планирование действий, внедрение, завершение.В развитых странах созданы специальные институты, объединяющие деятельность специалистов по управленческому консультированию. Соответствующие организации существуют и на международном уровне, в частности специальное подразделение по управленческому консультированию в составе Международной организации труда (МОТ).^ Психологическое вмешательство — один из приемов психологического консультирования, используемых с целью оптимизации тех или иных форм поведения клиента, например в сфере семейных отношений или в трудовой деятельности. Взаимодействие психолога и клиента и представляет собой процесс поведенческого вмешательства. От психолога ожидается, что он проявит понимание и применит все свое профессиональное мастерство, чтобы помочь клиенту решить проблему. Вмешательство рассматривается как процесс преодоления разрыва между существующим состоянием клиента и предпочтительным его состоянием, которое представляется решением изложенной им проблемы. Этот процесс имеет некоторые общие фазы независимо от содержания проблем.^ Этапы проблемно-поведенческого консультированияК ним относятся следующие:

определение общего состояния клиента — выясняются суть проблемы, особенности поведения клиента, характеристики окружающей его среды. Эта информация сообщается обычно самим клиентом и дополняется наблюдениями специалиста-консультанта. Особое значение имеет выяснение состояния здоровья, личностных, интеллектуальных качеств клиента;

построение концепции (гипотезы) решения проблемы — создается картина желаемого будущего при разрешении возникшей проблемы. Этот этап представляет собой описание целей взаимодействия, в результате чего оно приобретает более целеустремленный характер;

определение причин возникших проблем — их устранение должно обеспечить достижение поставленной цели консультирования. Из анализа причин проблемы возникает и представление о методах воздействия;

определение методов воздействия — выбор специалистом одного из вариантов действий, причем предпочтение отдается тому, который вызывает доверие у самого клиента;

реализация стратегии вмешательства — предпринимаются конкретные действия по решению проблемы, причем в условиях тесного сотрудничества клиента и специалиста.

Процесс проблемно-поведенческого консультирования завершается оценкой результатов вмешательства, для чего могут использоваться методы наблюдения, тестирования и др.^ Диагноз психологический — результат деятельности психолога, направленной на выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью их оценки, прогноза их дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Диагноз не ограничивается констатацией, а включает и выработку рекомендаций, следующих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования. Важнейшим элементом диагноза является выяснение причин проявления особенностей в поведении обследуемого и их последствий.

4. основные качества руководителя.

По мнению ряда авторов, руководителя с высоким уровнем развития управленческой и социально-психологической компетентности отличают следующие качества:

стремление к профессиональному и личностному росту;

объективность и самокритичность оценки уровня индивидуального развития;

широта профессиональной, общей, управленческой и социально-психологической эрудиции;

устойчивая управленческая направленность, проявляющаяся в понимании значимости психологических знаний, навыков и умений для профессиональной деятельности, убежденности в необходимости их формирования;

высокий уровень индивидуального развития;

умение быстро ориентироваться в обстановке, гибко реагировать на ее изменения, решать управленческие задачи в соответствии со сложившейся обстановкой;

умение правильно выбирать приоритетные цели;

твердость, решимость, энергичность в достижении целей управления коллективом;

умение формировать благоприятный социально-психологический климат в  коллективе, не допускать конфликтов, а в случае их возникновения – умение психологически грамотно их разрешать;

умение нести ответственность за принятое управленческое решение;

умение оптимально распределять служебные обязанности между подчиненными для достижения эффективного результата;

доброжелательность в общении с подчиненными;

способность оказывать побуждающее воздействие на людей без использования власти;

умения четко ставить задачи подчиненным на основе хорошего знания их индивидуально-психологических особенностей, умело подбирать исполнителей, успешно мотивируя и стимулируя их деятельность;

способность организовать действенный контроль за деятельностью подчиненных, вносить коррективы в ходе исполнения управленческих решений.