проверочная работа по русскому языку ОБОБЩЕНИЕ знаний о частях речи_5901

Тема: Звуковой и предметный образы буквы «З».

Буква «З» как имя предмета.

Цели: Познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы «З», добиваться четкого различия образа звука и образа буквы; обогащать словарный запас учащегося; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы; развивать память , внимание, творческую активность, мелкую моторику рук; отрабатывать чтение целыми словами; развивать понятийное мышление при сопоставлении предметов ( явлений) по их местонахождению относительно друг друга во времени: месяц ( январь – в январе и т. д.) , год и время года ( зима- зимой и т.д.) ; обращать внимание на отдых на уроке ( подвижные игры, прогулка и т.д.).

Оборудование: «Букварь» под редакцией А.Ф.Малышевского, альбомы, краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, природный материал, конструкторы, пластилин; набор картинок для игры « Когда это бывает?», изображение Золушки; различные предметы на букву «З»; зайка, змейка- мягкие игрушки; кубики с буквами; индивидуальные магнитные доски; классная разрезная касса букв ( на магнитах); компьютер, проектор, экран, электронное пособие для начальной школы « Букварь» ( Windows-98/ Me/2000/XP)..

ХОД УРОКА:

I. Организация класса.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем свое путешествие в мир Знаний. На пути у нас будет много трудностей , поэтому нужно быть очень внимательными. Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. ( Поднимают руки все.)

Молодцы! Тогда в путь!

II. Вводный момент.

У. Какое сегодня число?

Д: Сегодня 29 ноября.

У: Какое время года заканчивается?

Д: Заканчивается осень, осталось 2 дня.

У: Какие осенние месяцы вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У: Вспомните, что интересного было у вас в сентябре.

Д: В сентябре мы пошли в школу.

У: А в октябре?

Д: В октябре у меня был день рождения …

У: В ноябре?

Д: В ноябре выпал первый снег …

У: Какое время года будет после осени?

Д: После осени идет зима.

У: Поиграем в игру « Когда это бывает?»

( Дети идут на ковер, где разложены картинки.)

Послушайте загадку и скажите, когда это бывает:

— Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и

Елочек. Я…

Д: Осень.

У: Поберите картинки , которые изображают, что было осенью.

( Дети находят, показывают и рассказывают)

Д: Осенью мы собираем урожай. Осенью желтеют и опадают листья.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

У: Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

Д: Зима.

( Дети также находят картинки с изображением зимы и

раскрывают, что бывает зимой.)

Д: Зимой выпадает снег, все вокруг белое.

Зимой мы катаемся на коньках, лыжах, санках.

Зимой мы лепим снежную бабу …

У: Как изменилась природа с приближением зимы?

( Подходим к окну.)

Д: Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц.

Прилетели снегири…

У: Ребята, давайте споем песню о зиме. Под фонограмму дети исполняют песню « Зимушка ,зимушка.»

III.Звуковой образ буквы «З» . Проговаривание скороговорки.

- Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

У: Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

Д: Повторяется звук (З)

( Проговаривают еще раз, выделяя звук (З))

Зззимним утром от мороззза

На зззаре зззвенят березззы.

У: В каких словах мы слышим звук (З).

Д: Зззимним — в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят — вначале слова,

Березззы- в конце слова.

У: Проговорим скороговорку тихо , громко. ( дети читают)

У: Проговорите скороговорку , так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.

IV. Предметный образ буквы «З».

У: Какой буквой обозначается звук (З)?

Д: Буквой «З».

У: На что похожа буква «З»?

Д: На цифру 3.

У: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3 три. ( Дети показывают на доске

изображение цифры 3 ).

Д: На змейку , которая легла и изобразила букву «З».

( Рассматривают змейку- мягкую игрушку).

У: — Буква «З» на вид как змейка,

Разглядеть ее сумей-ка!

(Через проектор на экране демонстрируется предметный

образ буквы «З»)

— «З» не просто завитушка,

«З» пружинка, крендель, стружка.

Поиграем в игру « Что похоже на букву «З» . ( Через проектор на экране демонстрируются действия ученика.) Он соединяет карандашом предмет, похожий на букву «З» с буквой «З».

( Выслушиваются другие представления детей).

V. Художественно — изобразительная деятельность.

У: Ребята , садитесь за свои столики, откройте альбомы и изобразите, на что похожа буква «З» и подготовьте рассказ о своем образе.

( дети рисуют красками, гуашью, цветными карандашами, фломастерами- по желанию)

После прослушивания рассказов, дети выкладывают букву «З» из природного материала, конструируют ее из конструктора, лепят из пластилина и т.д.

У: Посмотрите, какие разные буквы у вас получились, но все они узнаваемы. А теперь напечатайте букву «З» в своих тетрадках.

( Дети печатают. Некоторые дети изображают букву «З» на компьютере.)

У: Оля, сколько букв ты напечатала?

Оля: Я напечатала 15 букв.

У: У Димы сколько букв?

Дима: Я напечатал 12 букв.

У: Ребята, на сколько больше букв напечатала Оля, чем Дима?

Д: Оля напечатала на 3 буквы больше.

У: Молодцы.

VI. Буква «З» как имя предмета.

У: Сегодня к нам пришли гости. Отгадайте загадку и узнайте.

— Она красива и мила,

А имя ей от слова « зола».

Д: Это Золушка. ( Печатают это слово ЗОЛУШКА в тетради. А один ученик печатает это слово на компьютере.)

У: Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?

Д: Ее имя на букву «З».

У: Какая Золушка? ( Рассматривают изображение Золушки, вспоминают сказку.)

Д: Она красивая, трудолюбивая, добрая , рукодельная.

У: Золушка пришла к нам не одна, а со своими друзьями.

— Обитатель леса шустрый,

Оборвал листок капустный.

У него дрожат реснички:

-Нет ли где-нибудь лисички?

Д: Это зайчик.

(Дети печатают в тетрадях ЗАЙЧИК , и на магнитной доске, один ученик на компьютере.)

У: Какой звук слышим в начале слова ?

Д: Звук (З).

У: Какой буквой обозначается этот звук?

Д: Буквой «З».

У: Найдите зайчика среди наших игрушек.

Какой он?

( Дети рассматривают его).

Д: Он пушистый , длинноухий, красивый , добрый, трусливый , смешной, косой, мягкий, яркий.

У: В каких сказках вы читали про зайчика?

Д: В сказках « Колобок», « Теремок», « Зайкина избушка»…

У: Давайте для наших гостей покажем сказку « Зайкина избушка». Вспомним эту сказку. ( Дети рассказывают) какие животные участвуют в этой сказке?

Д: Лиса, заяц, медведь, волк, петух.

( Оговариваются интонации , с которой будут дети изображать своего героя: медведь- голос грубый; лиса- хитрая; заяц- трусливый; петух- голосистый)

Инсценировка сказки осуществляется с помощью кукол- кукольный театр. Дети участвуют по желанию.

У: Молодцы, ребята! Ваша сказка очень понравилась Золушке и зайчику. Смотрите, у зайчика в кармане какая-то записка. Она для вас. Это загадка. Прочитаем ее. ( Читает хорошо читающий ребенок)

- Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром- нет ничего.

Д: Это звезды. ( Дети печатают слово ЗВЕЗДА в тетради, один на компьютере)

У: А какие звезды?

Д: Они яркие , блестящие, маленькие, далекие, волшебные,…

У: У нас в комнате тоже есть звезды, только их надо поискать.

( Дети ищут, рассматривают после нахождения)

У: Произнесем слово звезды еще раз и послушаем первый звук.

Д: Зззвезззды. В начале слова звук (З) и в середине звук (З).

У: Посчитайте звезды.

Д: Один, два , три.

У: Сколько звезд вы нашли?

Д: Мы нашли три звезды.

У: Сравните их. Какая звезда лишняя.

Д: У двух звезд четыре – 4 луча, а у третьей-5.

У: На сколько лучей больше у третьей звезды?

Д: На один луч больше.

У: На одной звездочке что-то написано. Давайте прочитаем.

( Загадку читает хорошо читающий ребенок)

Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.

Д: Это зебра. ( Слово ЗЕБРА печатают в тетради, один на компьютере)

У: Послушайте, какой звук слышим в начале слова?

Д: Зззебра. Звук (З).

У: Какой буквой обозначается звук (З).

Д: Буквой «З».

У: Какая зебра?

Д: Зебра полосатая , быстрая , красивая …

У: А где можно увидеть зебру?

Д: Зебру мы можем увидеть в зоопарке ( Печатают ЗООПАРК в тетради, один на компьютере).

У: Произнесите еще раз слово « зоопарк». Какой звук первый?

Д: Зззопарк . Звук (З) , он обозначается буквой «З».

У: Вот и мы отправляемся в зоопарк вместе с Кирюшкой.

Садитесь за столики и рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ, чтобы были слова с буквой «З».

Работа в группах.

I группа – рассказ « Крестики-нолики» (про зебру).

II группа – рассказ « Обознались» (про моржа). См. Приложение

III группа – рассказ « Крокодил обиделся» (про зубы).

IV группа – рассказ « Собезьянничала» (про обезьяну).

Дети в своих группах рассматривают картинки, готовят рассказ и один учащийся рассказывает. Остальные дети слушают и называют слова, в которых услышали звук (З.)

У: Молодцы, ребята! Ваши рассказы очень интересные. В зоопарке очень много зверей. Сейчас мы проведем эстафету зверей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст