программа внеурочной деятельности Хочу все знать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1имени Гриши Акулова

города Донецка Ростовской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

на заседании МО учителей начальных классов

от___________ 2012 года, протокол №____

Руководитель_________________________

Утверждена

приказом образовательного учреждения

от__________ 2012 г. №__________ Согласовано

Директор СОШ № 1 Завуч по УВР

Комисарова Л.А. ____________ Козленко О.П.___________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Хочу все знать»

(проектная деятельность)

1-2 классы

2010- 2011уч. год

Составитель: Мягкова Л.И.

Пояснительная записка.

Современные подходы к образованию рассматривают личность как самобытность, индивидуальность, способную взаимодействовать и общаться с другими людьми. Соответственно активность личности рассматривается как специфичное, присущее каждому отдельному человеку свойство, и для ее развития необходимо искать и создавать условия с учетом внутренних резервных возможностей личности к саморазвитию. Поэтому цель данной деятельности- рассмотреть формирование проективной культуры младших школьников в познавательном творчестве.

Исследование процессов, происходящих в образовании, показывает, что на смену представлению об образовании как о познании мира приходит понимание образования как создания мира, его проектирования, преобразования и конструирования. Современная российская начальная школа переживает существенные перемены: изменяются приоритеты целей, актуальным становится проективное образование.

Очевиден переход на личностно- ориентированное обучение и воспитание, который требует осмысления и реализации соответствующего подхода к оценке качества образования: в центре внимания должна быть личность, познающая не только мир и культуру, но и себя, реализующая свои образовательные потребности и преобразующая окружающий мир. Отличия проективного образования от традиционного рассматривает Г.Л.Ильин. первое, что отличает проективное образование от традиционного- учащийся становится субъектом процесса образования: он сам отбирает нужную ему информацию, сам определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Учитель может лишь помочь ему в этом.

Второе- в проективной деятельности нарушается главное условие традиционно понимаемого образования- наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В проектной деятельности знания могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости- дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но и сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.

Третья особенность проективной деятельности состоит в том, что основным элементом внеурочной деятельности становится не знание, а информация. Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знания- это проверенный практикой общества результат познания действительности, главная особенность которого- истинность и непротиворечивость, информация- сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения субъектов образовательного процесса.

Освоение проектной деятельности позволяет устранить феномен, который называют «информационным дисбалансом образования». Он состоит в том, что учащиеся в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении; условия для них и создает проектная деятельность, в процессе которой происходит воспитание личностных смыслов. Одним из продуктивных путей решения проблемы является построение содержания деятельности по формированию опыта творческой деятельности как составляющей проектной культуры на основе реализации личностно- ориентированного подхода.

Рабочая программа «Хочу все знать» включает в себя проектную деятельность и творческий проект- самостоятельную итоговую работу. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо дети сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны их знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого- либо изделия или разработку технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции и усовершенствования изделий и т.д.

Варианты проектов могут быть самыми различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

Цели и задачи программы.

Изменение окружающей человека искусственной среды

Изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом

Развитие творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций

Углубление политехнических знаний, умений и навыков

Содержание материала для проектной деятельности подбиралось в зависимости от уровня обученности и мотивации учения школьников.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 7- 11 лет.

Продолжительность данной программы- 4 года.

Система работы над творческими проектами предполагает несколько блоков, направленных на определение разных действий субъектов творческого процесса:

- введение этапов работы над проектом, регулирование роли педагога в ходе подготовки проекта;

- развитие нового проблемного видения, формирование научно- исследовательских процедур;

- включение в ход работы над проектом разнообразных форм взаимодействия (выбор каждым учеником наиболее значимого для него вида деятельности).

Творческая деятельность включает в себя следующие содержательные компоненты:

Конструирование и проектирование деятельности, предусматривающие:

- умение проектировать содержание будущей деятельности;

- умение проектировать систему и последовательность собственных действий;

- умение проектировать систему и последовательность действий других участников проектировочного процесса.

2. Осознание, формулирование и творческое решение задач, включающие умения:

- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

- выразить проблему в конкретной задаче;

- выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;

- видеть несколько различных возможностей путей и мысленно выбрать наиболее эффективный;

- распределить решение на «шаги» в оптимальной последовательности.

3. Рефлексивные умения, интегрирующие:

- простейшие приемы самоанализа, включенные в непосредственную проектировочную деятельность и осуществляемые в ходе проектировочного процесса (самонаблюдение, самоконтроль, самооценка);

- самоанализ ретроспективного типа, обращенный в прошлое;

- самоанализ прогнозирующего типа, обращенный в будущее (самообязательство, самоотчет).

Литература.

Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования. Казань, 1995. – 31 с.

Кравцов А.О. Воспитание творческих установок как составляющая становления проектной культуры субъектов образовательного процесса. Санкт- Петербургское философское общество. 2003.- С. 324

Коновальчук В.Н. Проективная функция начального образования в авторской технологии «Жизнетворчества»// Гуманитарные и социально- экономические науки.- 2004. №3

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.- Политиздат, 1977.- 304 с.

Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью. Ростов- на- Дону. Изд- во РГПУ 2006.- 504 с.

Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч.- 1999.- №4

Шмелькова Л.В. Цель- проективно- технологическая компетентность педагога.// Школьные технологии.- 2002.- №4

Учебно — тематический план.

1 класс

№/п

Темы

Дата

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Школа в прошлом

2

1

1

3

Современная школа

2

1

1

4

Школа в будущем

2

1

1

5

Выставка рисунков (проект)

1

1

6

Одежда народов России

2

1

1

7

Современная одежда

2

1

1

8

Профессиональная одежда

2

1

1

9

Как изготавливают одежду

2

1

1

10

Выставка мод в рисунках

1

1

11

Комнатные растения

2

1

1

12

Искусство составления букетов

2

1

1

13

Охрана растений и животных

2

1

1

14

Изготовление гербария

1

1

15

Изготовление Красной книги Ростовской области

1

1

16

Выставка «Природа и фантазия»

1

1

17

Наши увлечения

2

1

1

18

Профессии обычные и необычные

2

1

1

19

Изготовление книжки- самоделки «Я хочу стать…»

2

1

1

Итого

33

14

19

Содержание курса.

Вводное занятие.

Значение проектов в жизни человека. Использование различной литературы для изготовления проектов. Особенности устройства и изготовление первых проектов.

Практическая работа:

Поиск материала для изготовления проектов.

Школа в прошлом.

Особенности первых школ в прошлом. Школы в Германии, Англии, России. Первые педагоги и основатели школ: К. Ушинский, Макаренко, Коменский и т.д.

Практическая работа:

Выставка рисунков «Школа в прошлом»

Современная школа

Особенности современной школы. Школы других стран. Твоя школа. Дворы школы. Дорога в школу.

Практическая работа:

Выставка рисунков и фоторисунков «Твоя школа»

Школа в будущем.

Особенности школы будущего. Современные технологии школ и компьютеризация. Работники школы. Поступки детей будущего.. Распорядок дня.

Практическая работа:

Придумывание школы будущего. Придумывание интересных случаев в школе. Изображение школы в картинках.

Выставка рисунков на тему: «Школа» (проект)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст