программа туристического кружка_78831

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Даниловский центр детского творчества»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

Волкова Е.Н.

Педагогический совет

МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

№ от « » 2011 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

Возраст детей – 11 – 12 лет

Срок реализации – 1 год

Автор программы:

Гайдамакина Людмила Николаевна – педагог

дополнительного

образования, 1 кв. категория

р.п. Даниловка

2011г.

- 2 -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

В предлагаемой программе туристско – краеведческое направленности представлено содержание туристско – краеведческое деятельности с учащимися школы.

Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что работа туристско-краеведческая работа — это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность. Цель дополнительной образовательной программы «Юный турист» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач:

Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.

Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.

Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности , проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность , передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Туристско – краеведческая деятельность нашего района позволила сформировать интересную сеть данной работы.

Состав туристско – краеведческого кружка может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся среднего возраста: 11-12 лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно – нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и организовывать

- 3 -

свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.

Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1года

Этапы реализации:

Подготовительный этап: 1. Обсуждение и утверждение программы совместной

работы школы и ЦДТ.

2. Определение контингента участников программы.

3.Создание группы педагогов единомышленников.

4.Проведение инструктажей по охране труда.

Основной этап: 1.Занятия кружка согласно расписанию ( 2 раза в неделю ).

2.Организация экскурсии в г.Волгоград по историческим местам,

посещение краеведческого музея.

3.Автобусные экскурсии в краеведческий музей Даниловки,

4.Пешие походы по родному краю.

5.Участие в районных краеведческих мероприятиях.

Заключительный этап: 1.Оформление фотовыставки.

2.Оформление фотоальбома.

3.Проведение народных праздников.

4.Участие в районных туристических слетах.

Данная программа составляет единое образовательное пространство, в котором развивается, обучается и самореализуется человек.

В работе данного кружка используются следующие формы работы, такие как:

беседы, викторины,

-конференции, выставки, праздники.

экскурсии по селу, в музеи,

однодневные, двухдневные походы

спортивные соревнования

туристические семинары, слеты

встречи с интересными людьми старожилами села

оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.

-защита проектов.

Режим занятий кружка построены на принципах открытости, добровольности , сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу через походы, путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к

практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного навыка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» рассчитана на 36 рабочих недель,4 часа в неделю всего 144часа Занятия проходят в кабинете географии Волгоградской области, спортзале, стадионе. Походы и экскурсии совершаются по разработанным маршрутам, за окрестности села.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В, Давыдова).

Содержание программы опирается на концепцию детско-юношеского туризма «Школа жизни – окружающий мир» (А. А. Остапец – Свешников, М. И. Богатов, О. И. Мотков) и предполагает активное участие детей в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности

- 4-

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, экзамен, поход и т.д.

1.Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и

развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и

духовного состояния.

2.Рост познавательной активности детей и взрослых.

3.Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

4.Высокий уровень коммуникативности учащихся.

5.Результаты побед на районных туристических слетах.

6.Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей и

руководителей туристических кружков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования , историю родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм.

УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краеведческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.

- 5 -

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения.

№ п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

В том числе

теория

Практика

1

Основы туристской подготовки

54

24

30

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда

2

2

1.2.

Воспитательная роль туризма

2

2

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

4

2

2

1.4.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

6

2

4

1.5.

Подготовка к походу, путешествию.

8

4

4

1.6.

Питание в туристическом походе.

4

2

2

1.7.

Туристические должности в группе.

6

2

4

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

6

2

4

1.9.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

4

4

1.10.

Туристические слеты и соревнования.

8

2

6

1.11.

Подведение итогов туристического путешествия.

4

2

2

2

Топография и ориентирование

32

16

16

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

4

2

2

2.2.

Условные знаки

4

2

2

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимуту

4

2

2

2.4.

Компас. Работа с компасом

4

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст