программа спецкурса Я — гражданин

Программа спецкурса «Я – гражданин!»

Пояснительная записка

Программа «Я – гражданин!» составлена на основе программы «Граждановедение» Я. В. Соколова с учётом учебного плана дополнительного образования МБОУ «Сайгинская средняя общеобразовательная школа» в 2011-2012 учебном году. Данный курс призван развивать гражданско-патриотическое воспитание обучающихся и Возрождение национального самосознания юных граждан России.

Родину, как и родителей не выбирают: она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас – это центр земли, независимо от того, большой ли этот город или маленькое село. Образ родного места отчеканивается в душах людей навеки. И чтобы этот образ был светлым и прекрасным, каждый человек должен преобразовать свой дом, улицу, село, город. Забота об облике «малой» родины – это дело совести, культуры, долга, то есть реализации личностных качеств личности.

Человек, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере это.

Семьянин носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода.

Ученик – воспитанник школы. Знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции.

Россиянин – гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества.

Член детского сообщества – владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в группах и коллективе, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

Житель своего села – с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.

Человек – призванный решать личные, социальные проблемы в XXI веке.

Актуальность  

Во все времена и у всех народов школа старалась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе: дать возможность увидеть перспективы для самореализации, понять свою сопричастность к истории великой страны и не оставаться равнодушным к насущным социальным проблемам. Выполняя эту важную задачу, необходимо учитывать, что процесс социализации личности идет в конкретных условиях определенного времени и места. Маленьких жителей Сайги, находящейся в сложном социально-экономическом состоянии, крайне необходимо научить быть творцами своей судьбы и судьбы малой родины (а значит, и России). Для нашего поселка сегодня в первую очередь нужны активные, самостоятельно мыслящие, позитивно настроенные граждане, которые ценят и любят свою родину и готовы продолжать лучшие традиции старшего поколения. Будет ли будущее у Сайги, решается сегодня по большому счету за школьной партой. Данная программа нацелена на приведение работы по указанной задаче в систему, придание ей целенаправленного характера, диагностирования результатов воспитательного воздействия. Название программы основывается на понимании гражданина как самобытной индивидуальности, личности, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга.

Особенностью программы является комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей родине через взаимосвязь различных аспектов, а также средств и методов воспитания. Реализация программы основывается на следующих принципах:

Принцип гуманизацииориентирует педагога на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка, его свобода и достоинство.

Принцип деятельности все дела с пользой, а иначе зачем?

Принцип свободы участия учет интересов, личных качеств и возможностей участников проекта.

Принцип обратной связи отслеживание результативности, полезности работы для построения перспективы.

Принцип сотворчества работа во взаимодействии педагога, родителей и детей через интерактивные методы учебной и внеклассной работы.

Принцип успешности каждый учащийся получает удовольствие от совместной работы, участвует в конкурсах, добивается положительных результатов.

Программа рассчитана на 3 года для детей в возрасте 7 – 10 лет, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Цель:

Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Развитие системы универсальных знаний умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Первый год обучения (34 часа)

Задачи:

1. Углубить знания обучающихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.

Знакомство с историей своей семьи.

2. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения.

3. Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам.

Первый год обучения курс включает в себя два раздела:

Раздел I Я и моя семья (14 часов)

Раздел II Я и моя школа (20 часов)

Второй год обучения (34 часа)

Задачи:

1.Углубить знания об истории, традициях, культуре народов России.

2. Развивать у обучающихся коммуникативные навыки.

3.Приобщать обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям.

Второй год обучения курс включает в себя два раздела:

Раздел III С чего начинается родина (8 часов)

Раздел IV Я – россиянин (26 часов)

Третий год обучения (34 часа)

Задачи:

1. Формировать у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых формах как регуляторах поведения человека в обществе.

2. Способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.

3. Воспитывать учащихся с твердыми демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

Третий год обучения курс включает в себя два раздела:

Раздел V Я – личность (17 часов)

Раздел VI Я — житель планеты Земля (17 часов)

Данная программа направлена на развитие следующих компетентностей:

Умение самостоятельно искать, отбирать, обсуждать информацию по заданной теме;

Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам;

Умение представлять материал с помощью средств презентации и творческих проектов;

Умение оперировать знаниями, воспроизведение фактов чужих знаний;

Умение работать в группах;

Умение отстаивать своё мнение;

Умение обмениваться информацией;

Умение планировать свою работу

Умение осмысливать результат, деятельность, навыки;

Ожидаемые результаты изучения курса:

Обучающиеся знают историю своей семьи, поселка, страны.

Знают законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция.

Знают историю школы, ДО, музея.

Имеют навыки коммуникации, общения в парах, группах.

Данный курс позволит сформировать и укрепить классный коллектив, заложить традиции класса.

Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся.

Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся по программе к концу третьего года обучения должны знать/понимать:

историю своей семьи, поселка, страны;

законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция;

историю школы, ДО, музея;

Содержание программы

Раздел I Я и моя семья (14часов)

Тема 1. Мир семьи

Содержание: что такое семья в жизни человека. Как появилась семья. Традиционная семья. Родители и дети. Забота о родителях и детях. Уважение и любовь – основа семейных отношений.

Тема 2. Моя родословная

Содержание: Я – член семьи. Что такое родословная. Мои предки. Моя родословная. Профессии моих родителей.

Тема 3. История в моем доме. Традиции семьи

Содержание: Мой дом – моя семья. История страны в истории семьи. Семейный фотоальбом. История моего дома. Наши помощники – вещи и их история. Моя любимая игрушка.

Тема 4. Семейные праздники. Уютный дом.

Содержание: Мои любимые праздники дома. День рождения семьи. День рождения членов семьи. День матери. Подарок маме. Не красна изба углами… Уют своими руками.

Раздел II Я и моя школа (20 часов)

Тема 1. Я и мои друзья

Содержание: Дружба в жизни человека. Народная мудрость о дружбе. Дружба с одноклассниками. Дружба со сверстниками. Дружба мальчиков и девочек. Дружба со взрослыми и родителями. Мой лучший друг. Хорошая книга – твой друг на всю жизнь. Четвероногие друзья.

Тема 2. Наш класс

Содержание: Создаем историю нашего класса. Традиции класса. Наш класс на уроке. Учись учиться. Наш класс на перемене. Правила общения в классе. Комфортная обстановка в классе.

Тема 3. История и традиции школы.

Содержание: История школы. Наша республика «Ритм». Символика республики. История школьного музея. Выпускники школы.

Тема 4. Школьные годы как время активных социальных действий

Содержание: Что мы можем сделать для улучшения мира. Проект «Сосновая роща». Программа озеленения пришкольного участка. Акция «Добрые дела». Неделя добра в школе. Шефство над ветеранам. День здоровья. День борьбы с курением. Знание – сила. Предметные олимпиады. Месячник памяти «Молодой гвардии»

Раздел III С чего начинается родина (8 часов)

Тема 1. Мы – сибиряки. Туристическая тропа п. Сайга

Содержание: природные условия нашего края. Сибирский характер. География наших мест. История названий (Сайга, Медвежья грива, Обь-Енисейский канал и т.д.).

Тема 2. История поселка

Содержание: Строительство железной дороги Асино- Белый Яр. Основание поселка. Первые жители Сайги. Мехколонна. История названий сайгинских улиц.

Основные предприятия поселка: леспромхоз и железная дорога. Трудовые достижения леспромхоза.

Тема 3. Трудовые династии поселка

Содержание: понятие «Трудовая династия». Главная гордость поселка – люди. Почетные звания для героев труда. Трудовая биография.

Тема 4. Наш таежный мир

Содержание: Что такое тайга. Богатства тайги. Чудо-кедр. Человек и тайга. Охотоводство. Как сохранить тайгу. Правила сбора ягод, ореха. Лекарственные растения наших мест. Правила поведения в лесу. Что делать, если заблудился в лесу.

Раздел IV Я — россиянин (26 часов)

Тема 1. Моя Родина Россия

Содержание: Страна. Государство. История названия страны. Патриот. Гражданин. Паспорт. Россия — многонациональная страна. Государственный язык. Героические страницы нашей истории. Богатства России. Национальные достояния.

Тема 2. Символы России. Томская область – субъект России.

Содержание: что такое символ. Кремль, берёзка. Столица нашей Родины. Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Герб Томской области, Верхнекетского района

Тема 3. Национальные традиции русского народа

Содержание: Национальный характер. Трудолюбие. Гостеприимство. Широта души. Сострадание. Обряды жизненного цикла. Традиционные верования. Народные игры. Легенды народов России

Тема 4. Национальные праздники

Содержание: Месяцеслов. Славянские праздники (праздник урожая, Масленица, праздник Ивана Купала). Православные праздники (Рождество, Пасха, Троица). Праздники России. День независимости. День единства. День защитника Отечества. День Победы. День Конституции. Праздник, обещающий чудо — Новый год и Рождество.

Тема 5. Народное творчество

Содержание: Виды народного творчества. Устное народное творчество. Народная мудрость. Народная песня. Народные промыслы. Национальный костюм.

Тема 6. Великие люди России

Содержание: Кого мы считаем национальными героями. А.Невский. Д.Донской. И.Сусанин. К.Минин. Д.Пожарский. Петр 1. А.Суворов. М.Кутузов. А.Пушкин. Ю.Гагарин. С.Рукавишников. Герои Великой Отечественной войны. Герои локальных войн.

Раздел V Я – личность (17 часов)

Тема 1. Я в коллективе ровесников

Содержание: Культура межличностных отношений. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Свобода личности и коллектив. Правила для учащихся. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.

Тема 2. Я и взрослые

Содержание: «Имею право!» — Конвенция о правах ребенка. Ценность прав человека. Защита своих прав. Мораль и право. Правомерное поведение. Правонарушение и ответственность. Детская преступность.

Тема 3. Безответственные родители – бездомные дети

Содержание: Права и обязанности родителей. Причины обездоленности детей. Решение проблем социального сиротства. Каждый ребенок имеет право на полноценную семью.

Раздел VI Я — житель планеты Земля (17 часов)

Тема 1. Наш дом — Земля

Содержание: Планета Земля. Вокруг света. Материки и океаны. Разнообразие растительного и животного мира. Кто живет на нашей планете. Традиции и обычаи народов мира.

Тема 2. Чудеса света

Содержание: Чудеса природы. Самые – самые (высокие горы, глубокие озера, моря, большие болота, знаменитые водопады). Загадки природы. Чудесные творения людей. Семь чудес света. Архитектурные шедевры современности.

Тема 3. Знаменитые люди планеты

Содержание: Люди, изменившие свою эпоху. Великие полководцы Земли. Великие правители. Великие писатели и поэты. Ученые планеты. Премии мира. Нобелевская премия.

Тема 4. Содружество народов

Содержание: Дружба народов. ООН. Олимпийские игры. Международные дни Семьи. День защиты детей. День Земли, Птиц, Книги.

Тема 5. Мы за шар земной в ответе

Содержание: Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема. Волшебный сундучок Земли. Каждый обязан заботиться о сохранении природы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1. Компьютер

2. Мультипроектор

3. Интерактивная доска

4. Мультимедийное приложение «Открытый урок» «Первое сентября»2007/2008г; 2008/2009г. и 2010/2011г.

5. Интернет ресурсы http//ja-grazhdanin.ulgov.ru/ja grazhdanin/

6. Электронная энциклопедия История Государства Российского 1,2,3,4 том

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

Раздел I Я и моя Семья (14 ч)

1,2

Тема 1.1. Мир семьи

1

1

3-6

Тема 1.2. Моя родословная

1

3

7,8

Тема 1.3.1. История в моём доме

1

1

9,10

Тема 1.3.2. Традиции семьи

1

1

11,

Тема 1.4.1. Семейные праздники

1

2

14



Страницы: 1 | 2 | Весь текст