программа Школа содействующая здоровью

Проект рассмотрен и утвержден

на заседании педагогического совета

МБОУ «Булатниковской СОШ»

года протокол №

Директор МБОУ «Булатниковской СОШ»

 ____________________ И.Г.Абрамова

 

Проект

МБОУ «БулатниковскойСОШ»

«Школа, содействующая здоровью»

 

Разработчик :

учитель Маркелова И.С.

с. Булатниково- 2012 год.

Содержание.

1. Краткая аннотация проекта………………………………………………..2-3

2. Срок реализации проекта……………………………………………………..4

3. Ожидаемые результаты……………………………………………………..4-5

4. Основные направления деятельности…………………………………….5-6

5. Софинансовое обеспечение Проекта…………………………………………6

6. Методы и методики, используемые при реализации проекта…………6-7

7. Этапы реализации проекта……………………………………………………………7-8

8. Материально – технические условия…………………………………………8

9. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности……………..9-11

10. Организация физкультурно — оздоровительной работы……………..11-12

11. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья…………………………………………………………………………13-14

12. План организации здоровьесберегающего образовательного процесса…………………………………………………………………………15-17

13. План методической и учебной – воспитательной работы по сохранению укреплению здоровья учащихся…………………………………………….18-19

14.Литература……………………………………………………………………..20

15.Приложения…………………………………………………………………21-33

1

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

 

1.Краткая аннотация проекта.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

            Из-за отсутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается  негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

            Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка,  неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

            В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный

2

вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

            С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

        Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

Для создания здоровьесберегающей среды в МБОУ «Булатниковская СОШ» использована модель «Школа содействующая здоровью» в образовательном учреждении ( авторы – составители Т.А. Ловкова, В.Б.Русановю- Владимир ВИПКРО, 2009).

Под «Школой, содействующей здоровью» следует понимать учреждение образования со здоровьесберегающей и здоровьетворящей окружающей средой. Здоровьесберегающее образование связано с педагогической деятельностью, которая направлена на развитие личного состояния здоровья субьекта педагогического процесса, это целенаправлено организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня.

Проект отражает основные направления работы школы в целях сохранения, поддержания и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся в условиях МБОУ «Булатниковской СОШ». Он состоит из ряда компонентов: управленческого, образовательного, гигиенического, диагностического, оздоровительного, социального, воспитательного, консультационного.

   Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

   

3

2.Срок реализации проекта:  2011-2015гг.

 

Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья школьников, на основе анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности и возможности их применения в конкретных условиях.        Задачи проекта:

1. Создание нормативно-правовой базы образовательного учреждения;

     2. Разработка здоровьесберегающих учебных программ;        

3.Оценка мониторинга здоровья учащихся;

4.Медико-педагогическая оценка эффективности здоровьесберегающего воздействия школы на обучающихся;

5.Создание организационных структур, объединяющих школу с социумом в плане здоровьесберегающей деятельности;

6.Организация методической подготовки учителей;

7. Разработка образовательных программ с учетом уровня здоровья и физического развития учащихся МБОУ «Булатниковской СОШ»;

8.Разработка комплексных программ родительского всеобуча;

9.Обновление и развитие материально-технической базы, используемой для реализации проекта.

10.Привлечение внимания семьи, органов местного самоуправления, широкой общественности к реализации проекта

   3.Ожидаемые результаты: 

-   повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;

-   самореализация личности;

-  социальная адаптация;

-   снижение уровня заболеваемости детей;

-   повышение уровня профилактической работы;

-   создание оптимального режима учебного труда;

-  осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как

4

основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

- повышение творческой активности учащихся;

- формирование потребности вести здоровый образ жизни

4.Основные направления деятельности:

1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и

развитие здоровья учащихся.

1.1. Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.

1.2.Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.

1.3.Формирование секции «Здоровье» в составе Управляющего совета школы.

1.4.Утверждение режима питания на заседании родительского комитета.

2. Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно диагностические, регулятивно-коррекционные.

2.1.Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки).

2.2.Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке).

2.3. Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.

2.4. Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.

2.5. Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

2.6. Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

2.7. Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.

2.8. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.

2.9. Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей детей».

5

2.10. Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

3.1. Оборудование спортзала.

3.2. Оборудование спортивной площадки во дворе школы.

3.3. Оборудование кабинетов школы.

3.4. Обеспечение учебно-методической литературой.

3.5. Приобретение ТСО.

3.6.Содержание аптекарского огорода.

4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.

4.1.Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья

4.2.С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья.

 5.Софинансовое обеспечение Проекта:

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и внебюджетные средства (спонсорские средства, средства грантов, добровольные пожертвования, доходы от дополнительных образовательных услуг). 

 

6.Методы и методики, используемые при реализации проекта:

v    Лекционные занятия;

v    Тренинги, мониторинг;

v    Индивидуальные и групповые консультации;

v    Тесты и анкетирование;

v    Диспуты;

v    Родительские лектории;

v    Ролевые игры;

v    Рефераты;

v    Выпуск газет; листовок;

v    Просмотр учебных фильмов;

v    Экскурсии;

v    Конкурсы;

6

v    Спортивные мероприятия.

 Проект включает управленческие мероприятия:

-  информационно-аналитическое;

-  мотивационно-целевое;

-  планово-прогностическое;

-  организационно-исполнительское;

-  контрольно-диагностическое;

-  регулятивно-коррекционное.

 

 7.Этапы реализации проекта.

 

Первый этап (2011-2012 учебный год): Информационно-подготовительный. Обучающий.

 Цель: Адаптация экспериментального образовательного модуля

Задачи:

-   создание педагогических условий для адаптации экспериментального образовательного модуля здоровьесберегающей технологии;

-  теоретическая и практическая подготовка педагогов начальной школы в рамках здоровьесберегающей технологии;

-  диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников.

 Второй этап (2012-2013 учебный год): Внедренческий.

Цель: Создание педагогических условий для развития навыков, обеспечивающих укрепление психофизиологического здоровья и развитие творческого потенциала школьников на основе современных методов адаптивной физкультуры.

 Задачи:

-   диагностика психофизиологического состояния и творческого потенциала  школьников;

- совершенствование развивающей среды;

-  продолжение обучения навыкам и их развитию на уровне учебного и развивающего блоков в форме коррекционно — развивающих пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе.

 Третий этап (2013-2015 учебный год): Оценочный.

      Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

-    диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников;

7

-  анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов;

-   создание методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта эксперимента.

 Методы тестирования психологического и физиологического здоровья.

 Психологические методики, физиологические диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка.

Методы восстановления и развития психофизиологического здоровья.

 Современные методы адаптивной физкультуры (коррекционно — развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены и прогулки на свежем воздухе), психологические консультации.

 8. Материально – технические условия МБОУ «Булатниковской СОШ».

   Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.

Здоровесберегающая инфраструктура МБОУ «БулатниковскаяСОШ» включают в себя следующие объекты:

 спортивный зал, спортивная площадка, столовая, учебные кабинеты, аптекарский огород учебно-опытного участка школы

Спортивный зал. Площадь спортивного зала 160 м2. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладина,  снаряды для опорного прыжка, подкидной мостик, гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат, планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол (корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), стол и ракетки для игры в настольный теннис, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,   гимнастические палки, обручи, скакалки, туристическое снаряжение (спальные мешки и палатки), гири, гантели. При использовании оборудования в спортивном зале неуклонно соблюдаются санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.

 Спортивная площадка. Спортивная площадка  включает в себя: 1 футбольное поле, волейбольную площадку, полосу препятствий, прыжковую яму, площадку для игр.  При занятиях на  спортивной площадке соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Столовая.  Школьная столовая имеет пищеблок и обеденный зал на 40 посадочных места. Столовая оснащена необходимым оборудованием для приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

8

Аптекарский огород. Аптекарский огород состоит из ряда лекарственных трав: ромашка, мята, мелиса и другие.

 9.    Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.

Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах. В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью. В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативам и правовым документам. Данная стратегия предполагает вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей, а также другие учебные учреждения района и общественность района.  В школе существует долгосрочный план  по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

Создан комплекс управленческих условий, к  их числу относится:

υ     Организация оздоровительных режимных моментов и организация занятий в течение дня (зарядка, физкультминутки, факультативные и индивидуальные занятия, кружки, спортивные секции)

υ     Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)

υ     Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся

υ     Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья     

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья учащихся и способствуют развитию личности. Выполняются все основные условия здоровьесберегающих

9

технологий:

• в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с  учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.)

• учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание детям группа риска;

• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;

• учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знания, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;

• обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния стресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

• вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;

-учитель использует показатель успешности ученика для позитивных начал личности;

• оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

10



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст