программа профилактики правонарушений

Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №52»Приволжского района г.Казани

Комплексная программа гимназии

по профилактике правонарушений

среди подростков

МБОУ «Гимназия №52»

Курандо Светлана Александровна, 1 квалификационная категория

2010-2012 г.г.

Пояснительная записка

Анализируя понятие «асоциальное поведение», приходишь к выводу, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.

Для наиболее полного и расширенного понимания понятия «асоциальное поведение» можно остановиться на следующей формулировке: это субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, норм и правил, закреплённых в данном обществе, поведение подростков, включённых в систему исторического разрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение и закрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себя дезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации и характеризующиеся определёнными психофизиологическими характеристиками.

Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде. Это детский алкоголизм, наркомания, токсикомания, безнадзорность, склонность к правонарушениям.

Причины появления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-исторические, социально-психологические, социально-педагогические.

Социально-исторические причины выступают основой развития личности и появления асоциального поведения подростков. Используя краткий исторический анализ, можно сделать вывод о том, что основной социально-исторической причиной появления и роста асоциального поведения подростков является разрушительная трехкратная смена общественных отношений в России за последние 80 лет, приведшая к нестабильности, утрате исторических преемственных связей поколений, культурных традиций, уничтожению интеллектуального генофонда нации.

В качестве социально-психологических причин выделяем следующие:

- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношения подростков неустойчивыми и тем самым создаёт условия для асоциального влияния элементов окружающей социальной среды;

- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации подростков становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;

- стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств асоциального характера;

- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.

Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциального поведения подростков.

К социально-педагогическим причинам мы относим:

– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;

– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;

– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;

– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;

– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;

– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.

Таким образом, все причины имеют социальный аспект.

Что касается гимназии №52, все причины девиантного поведения учащихся имеют место. Гимназия расположена в микрорайоне Горки, который начал застраиваться в начале 70-х годов. Год открытия гимназии – 1972. Основной контингент жителей составляли рабочие. Несмотря на статус гимназии, дети, которые здесь обучаются – это дети, проживающие в микрорайоне, принадлежащим гимназии– а это 2 общежития и также дома, которым более 35 лет. Контингент учащихся, проживающих в общежитиях – это дети из неполных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей. Они и являются основными участниками правонарушений.

Все эти учащиеся состоят на внутришкольном учете, с ними систематически работает социальный педагог, психолог ,классные руководители, педагоги-предметники. Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Вся работа документально зафиксирована – это и индивидуальные беседы завучей, психолога, социального педагога, это посещение семей на дому, приглашение родителей для беседы в школу вместе с ребенком, проведение школьного совета по профилактике правонарушений периодичностью 1 раз в 1,5-2 месяца, родительские всеобучи, приглашение для беседы в гимназию работников правоохранительных органов, постоянное сотрудничество со школьным инспектором по делам несовершеннолетних (далее ПДН), а также с инспекторами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН). Это постоянный инструктаж учащихся перед каникулами по соблюдению общественных норм поведения, по правилам безопасности на дорогах, у водоемов в летний период, при обращении с огнем и электроприборами. В работе по профилактике правонарушений в гимназии принимает активное участие правоохранительный отряд «Юный правовед». Ребята участвуют в различных правовых и военно-спортивных играх районного масштаба, занимаются самообразованием, выступают на классных часах с лекциями по правовому воспитанию.

Все это позволяет снизить количество неблагополучных семей и детей, стоящих на школьном учете.

Основная доля правонарушений приходится на каникулярный период (особенно летом), когда учащиеся находятся только под опекой родителей, а контроль с их стороны недостаточен. По возможности мы стараемся организовать досуг неблагополучных учащихся – это пришкольный лагерь в июне месяце, работа в трудовой бригаде, а также размещение информации о возможности летней подработки. Многие родители не могут материально позволить отдых ребенка, поэтому в июле и августе такие дети предоставлены самим себе, контроль со стороны родителей отсутствует в виду того, что они днем на работе. Это является одной из причин правонарушений.

Проанализировав ситуацию по гимназии, педагогический коллектив принял решение о создании комплексной программы по профилактике правонарушений среди подростков.

Основание разработки Программы:

Социально-исторические, социально-педагогические и социально-психологические причины девиантного поведения подростков;

Решение педагогического совета гимназии.

Исполнители:

Педагогический коллектив гимназии

Школьный инспектор ПДН

Школьный психолог

Родительский комитет класса (по необходимости)

Родительский комитет гимназии

Совет гимназии

Правоохранительный отряд гимназии «Юный правовед»

Основные функции исполнителей

— определение приоритетных направлений, целей и задач программы по профилактике правонарушений с учетом складывающейся ситуации;

— планирование в сфере профилактики правонарушений;

— проведение анализа состояния профилактической работы в гимназии с последующей выработкой рекомендаций по улучшению работы в данном направлении;

- непосредственное осуществление профилактической работы;

— координация деятельности и сотрудничество с инспекторами ОПДН, а также с инспекторами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

— контроль за деятельностью социального педагога, Совета гимназии, классных руководителей по предупреждению правонарушений, оказание им теоретической и практической помощи;

— организация обмена опытом профилактической работы;

— заслушивание сообщений со стороны социального педагога, зам. директора по воспитательной работе гимназии по вопросам предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению;

— со стороны психолога диагностика и раннее выявление учащихся, склонных к правонарушениям; их учет; работа как с самими учащимися, так и с их родителями (законными представителями);

— оказание психологической консультации и помощи «трудным» учащимся, их родителям, социально неблагополучным семьям, а также учащимся, находящимся в «группе риска» — из неполных, многодетных семей, семей, находящихся в сложной жизненной ситуации;

— разработка рекомендаций для родителей и учащихся, позволяющей избежать опасности стать жертвой или участником правонарушений;

— оформление стенда для родителей по профилактике правонарушений.

Сроки реализации Программы:

2010-2012 г.г.

Гипотеза Программы

Изменение к профилактике правонарушений с информационно-просветительского на деятельностный позволит повысить эффективность работы по предупреждению асоциальных явлений. В основе деятельностного подхода лежат принципы:

— вовлечение детей «группы риска» в занятия по интересам;

— организация досуговой деятельности ребенка с учетом его интересов и запросов, как залог эффективности профилактической деятельности;

— объединение в профилактической работе семьи,школы, досуговых учреждений;

— привлечение родительской общественности, правоохранительных органов. Учреждений профессионального образования;

— грамотный подход к формированию социальной и гражданской ответственности учащихся путем внедрения образовательных и профилактических программ

Основные программные мероприятия

1. Организационные мероприятия по выполнению программы.

2. Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений.

3. Профилактика правонарушений.

3.1.Профилактика правонарушений в гимназии

3.2.Профилактика правонарушений в общественных местах вне учебное время

3.3.Профилактика правонарушений, связанных с употреблением ПАВ

4. Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений

4.1.Правовую основу комплексной Программы гимназии по профилактике правонарушений составляют Устав гимназии, конституция РФ и РТ, федеральные законы, Закон об образовании РФ и РТ, Указы Президента РФ и Президента РТ, иные республиканские и федеральные нормативные и правовые акты

Цель Программы:

формирование социальной и гражданской компетентности обучающихся, ориентация на здоровый образ жизни

— повышение самосознания и уровня самоконтроля учащихся гимназии, а также ответственности и контроля со стороны их родителей(законных представителей) вне учебного процесса и во время школьных каникул

Задачи Программы:

пропаганда здорового образа жизни, организация летнего труда и отдыха для несовершеннолетних

— повышение мотивации обучение через вовлечение подростков во внеурочную деятельность по учебным предметам

— повышение гражданской ответственности и компетентности

— анализ эффективности реализации программы

снижение количества правонарушений учащимися гимназии как на ее территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и вне его, так и во время школьных каникул;

— создание системы работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности и асоциальных явлений в отношении учащихся гимназии и их родителей (законных представителей);

— совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений;

— активизация деятельности всего педагогического коллектива, родительской общественности, Совета гимназии по предупреждению правонарушений;

— активизация и усиление работы школьного инспектора ПДН;

— повышение оперативности реагирования со стороны социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, представителей родительских комитетов классов на сообщения и факты, ведущие к правонарушениям;

— выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Ожидаемые результаты:

Реализация Программы позволит:

— обеспечить нормативное правовое регулирование профилактики правонарушений;

— привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений педагогический коллектив гимназии, учащихся, родительскую общественность;

— улучшить информационное обеспечение деятельности исполнителей Программы;

— уменьшить общее число совершаемых правонарушений;

— уменьшить количество несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

— оздоровить обстановку в гимназии в целом;

— улучшить профилактику правонарушений, начиная с начального звена гимназии;

— предупредить факты употребления учащимися гимназии ПАВ;

— повысить уровень доверия «трудных» учащихся и социально неблагополучных семей к педагогическому коллективу

— увеличить занятость «трудных» учащихся в досуговой деятельности

Основные программные мероприятия

№ п/п

Раздел

Исполнители

Сроки

1. Организационные мероприятия по выполнению программы

1.1.

Создать школьную комиссию по профилактике правонарушений (ШКПП)

Администрация гимназии

Сентябрь-октябрь 2010 года

11.2.

Возложить функциональные обязанности по организации работы по профилактике правонарушений на заместителя директора по воспитательной работе(далее ЗДВР) и на социального педагога гимназии

Администрация гимназии

Сентябрь-октябрь 2010 года

11.3.

Согласовать план работы гимназии по профилактике правонарушений с планом работы школьного инспектора ПДН, осуществить ( при необходимости) корректировку планов

ЗДВР

Октябрь 2010 года

2.Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений

2.1.

Руководствоваться нормативно-правовыми актами РФ и РТ

ШКПП, школьный инспектор ПДН

Постоянно

— Закон об образовании РТ, ст.46,47

— Закон об образовании РФ ст.51, 52

— Закон РТ от 13.10.2008г. №103-3РТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан»

— Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

— соглашение от 4.12.2007г. №7705/7МХО/С-47/07 Между МО и Н РТ и МВД по РТ

— комплексная программа по профилактике правонарушений в РТ

— Закон РТ от 21.01.2009г. №7-3РТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»

— приказ МО и Н РТ, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, МВД по РТ от 30.06.2001г. №1400/7/9/495 «О создании отрядов профилактики правонарушений в учебных заведениях РТ»

— Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

— Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ ст.54,56,57,63

— Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях РТ, 2009г.

3.Основные мероприятия по профилактике правонарушений в гимназии

3.1

Выявление и постановка на внутришкольный учет детей, склонных к правонарушениям и пропускам уроков без уважительной причины

Классные руководители, социальный педагог, ЗДВР

Ежегодно, сентябрь

3.2.

Организация занятости детей вне урочное время – организация посещение кружков

Социальный педагог, педагог-организатор, ЗДВР

Ежегодно, сентябрь-октябрь

3.3.

Привлекать к работе в трудовых бригадах, к посещению пришкольного лагеря в зимний и летний периоды учащихся девиантного поведения

Социальный педагог, ЗДВР, классные руководители

Ежегодно, в летний и зимний периоды

3.4.

Проведение заседаний школьного совета по профилактике правонарушений

Социальный педагог, ЗДВР

Ежегодно, периодичностью 1 раз в 1,5-2 месяца

3.5.

Проведение МО классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений



Страницы: 1 | 2 | Весь текст