программа Правознайка

МБОУ «Гимназия №21»

Программа

по курсу правовой и социальной компетентности

«Правознайка»

(1 классы)

Автор программы:

Перепелицина Ульяна Васильевна

Воспитатель ГПД

2012 г.

Г. Кемерово

Пояснительная записка

Цели программы:

1. Максимально способствовать социальной адаптации детей группы младшего школьного возраста через формирование основ правовых знаний.

2. Способствовать развитию правовой культуры у детей младшего школьного возраста через формирование правовых знаний.

3. Воспитывать у детей младшего школьного возраста дух патриотизма к своей Родине как будущих граждан, активно участвующих в жизни общества, полноправных членов общества.

Задачи:

1) сформировать у детей младшего школьного возраста первоначальные правовые знания на основе Декларации о правах ребенка и Конвенции ООН о правах ребенка;

2) сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум»;

2) развитие правовой культуры у детей младшего школьного;

4) воспитание будущего патриота своей Родины, гражданина, активно участвующего в жизни общества, полноправного члена общества.

Основополагающие документы

Международная конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.

Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.

Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.

Конституция РФ, 12.12.1993г.

Тематическое планирование занятий с детьми младшего школьного возраста по правовому воспитанию

Тема занятия

Содержание и формы работы

1. «Я — человек»

1. Беседы о сходстве и различии людей. 2. Игры:

- «Вопрос-ответ»,

- «Посмотрите на меня»

Домашнее задание:

Рисование на тему «Автопортрет»

2. «Права человека»

1. Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Цель:

- формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

2. Игра «Для чего этот предмет»

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребенка».

3. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

1. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Игра «Назови ласково».

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка.

4. «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

1. Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка.

2. Игра «Кто где живет?»

Домашнее задание: «Моя семья» (рисунок).

5. «Право ребенка на охрану здоровья»

1. Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым.

2. Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь»

Домашнее задание:

Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи.

6. «Права ребенка на образование»

1. Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека.

2. Игра «Вставьте слово».

Домашнее задание: Составление рассказа «Для чего я учусь».

7. «Права и обязанности ребенка»

1. Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

2. Игра «Для чего этот предмет».

Домашнее задание:

С помощью родителей определить обязанности ребенка в семье

8. «Право на защиту»

Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах.

Домашнее задание:

Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

9. «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

1. Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

2. Игры:

- «Кому какой дом»;

- «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем».

Домашнее задание:

Рисование на тему: «Мой дом».

10. «Право на свободу»

1. Формировать значимость свободы для человека.

2. Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино»

Домашнее задание:

вспомнить и записать с помощью родителей сказки и рассказы, где нарушаются права героев на свободу.

11. Права ребенка в России

(презентация)1. Познакомить детей с Семейным Кодексом о правах ребенка.

Цель:

- формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

12. «Игровое занятие-развлечение», посвященное Дню защиты детей.

Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.

Используемая литература:

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.

Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.

Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112с.

Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006. – 143с.

Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 95 с.

Занятие № 1

Тема: «Я — человек»

Программное содержание:

Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Оборудование и материалы: фотографии детей группы, ватман, маркеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.

Ход занятия:

Дети садятся в круг, социальный педагог просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своих любимых вещах. После выполнения этого задания детям предлагается игра.

Игра «Вопрос — ответ»

Дети под музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос:

«Твои любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сестры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?»

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Социальный педагог: Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь, несмотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. Назовите части тела человека. (Ответы детей.)

А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.

Шепчет ротик: «Эй, послушай!

Что ты, носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?».

Грустный носик отвечал:

«Разве ты не замечал?

Ушек двое, глазок двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки».

«Ты напрасно, носик, тужишь.

Говорил тебе не раз.

Если мы с тобою дружим,

Значит, тоже двое нас?».

Игра «Посмотрите на меня»

Ребенок (хорошо, если это будет новенький или долго отсутствовавший ребенок) ложится на длинный лист бумаги. Социальный педагог обводит контуры его тела. Затем дети по очереди, глядя на ребенка, добавляют к силуэту детали и объясняют, что они рисуют: цвет волос, черты лица, одежду.

Социальный педагог: Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? (Дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки и т.д.)

Социальный педагог: Ребята, а если бы вы пришли в новый детский сад, то, как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Как сделать так, чтобы никто в нашей группе не чувствовал себя одиноким.

Итог занятия

Вывод: у детей разных стран гораздо больше общего, чем различий. Относиться к другому человеку надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Домашнее задание: Рисование на тему «Автопортрет»

Занятие N 2

Тема: «Права человека»

Программное содержание:

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего. Этот предмет».

Ход занятия

Социальный педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поискам.

Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.

Социальный педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права — эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Игра «Для чего этот предмет»

Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

Социальный педагог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».

Социальный педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» — эта международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка — эта международный договор о защите прав всех детей.

Любой .человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

Социальный педагог: Ребята, а что значит, не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)

Итог занятия

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.

Домашнее задание: Придумать совместно с родителями эмблему к макету «Конвенция о правах ребенка».

Занятие № 3

Тема: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Программное содержание:

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

Социальный педагог: Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие. На свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем.

День рождения

День рожденья! День рожденья! Этот день ты очень ждешь. День рожденья, без сомненья, Ты с друзьями проведешь. Будут конкурсы, загадки, Шутки, розыгрыши, смех, Чаепитье с тортом сладким, Пожелания от всех. День рожденья! День рожденья! Самый лучший день в году.

И с подарком, с поздравленьем В гости я к тебе приду!

Имена имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр — мужественный защитник; Анатолий — восточный, восходящий; Андрей — храбрый;

Анна — благодать;

Артемий — здоровый;

Борис — борец за славу;

Валентин — сильный;

Вениамин — любимый сын;

Вера — вера, верование;

Виктор — победитель;

Виталий — жизненный;

Владимир — владеющий миром; Галина — спокойная, безмятежная; Геннадий — благородный;

Григорий — бодрый;

Екатерина — чистая;

Елена — светлая, сияющая;

Ирина — мир, несущая мир; Константин — постоянный, твердый; Лариса — приятная;

Марина — морская;

Николай – победитель;

Сергей – высокий, высокочтимый;

Софья – премудрая;

Татьяна – устроительница;

Юлия – пушистая, волнистая;

Юрий – земледелец.

вопросы:

Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?

2.Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?

Какие имена носят ваши друзья?

Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.

Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких?

Вспомните и назовите их.

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень нужно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа, посмотри, какую интересную книгу я купила!» или «Таня, пойди погуляй с подружками!»

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное — Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное — Настя.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст