программа по танцевально-игровой деятельностиТанцуемиграя

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С.Пушкина г.Волжска республики Марий Эл

программа по танцевально-игровой деятельности

«Танцуем, играя!»

для детей младшего дошкольного возраста

срок реализации — 1 год

Автор: Пекешина Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования МОУ СОШ №9 им.А.С.Пушкина

. Утверждено педсоветом Программа разработана МОУ СОШ №9

Педагогом дополнительного образования им.А.С.Пушкина г. Волжска РМЭ.

Пекешиной Светланой Анатольевной Протокол № 8

средняя школа № 9 им.А.С.Пушкина от 27.09.2012

г. Волжска РМЭ Директор Муниципального

Возраст детей: от 3 лет Образовательного Учреждения

Срок реализации – 1 год. Средней Общеобразовательной школы

№9 г.Волжска им..А.С.Пушкина

____________________Сошникова Л.С.

Волжск 2012 г.

Вступление

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. По мнению исследователей именно этот возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, творческих, познавательных. Творческие способности помогают будущим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни. Двигательные способности помогают развить силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Познавательные способности развивают память, внимание, восприятие, мышление

Одним из помощников развития этих способностей является хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах, поэтому важно научить каждого ребенка не только понимать хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.

На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.

Работая над этой темой, я разработала данную программу раннего развития по танцевально-игровой деятельности, которая является первой ступенькой на лестнице хореографического обучения от яслей до подготовительной к школе группе. Ведь сама Культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни. Это и большое внимание к своему внешнему виду, к поведению и отношениям со сверстниками. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки. Возможность раннего знакомства детей (3 – 4 лет) с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце – вот сущностная основа этой программы.

Пояснительная записка

Танец – это музыкально-пластическое искусство. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов « посредством собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников творческих способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В основе этой программы лежит обучение музыкально — ритмическим движениям, простыми, но вместе с тем разнообразными движениями (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т.д.), использование креативных методик (игропластика, партерная гимнастика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж, йога для малышей).

Цель программысодействовать развитию эмоциональности у детей раннего возраста через танцевально-игровую деятельность

Актуальность методической разработки связана с использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,  позволяющие насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Ведущей идеей программы является то, что основной подачей обучающего материала является игра (игротанцы, игромассаж и т.д.).

Мозг ребенка до 3-х лет восприимчив к информации извне и может усваивать ее в достаточно большом объеме. Именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта, а основной деятельностью на данном этапе является игра.

Дети 3 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Движения малышей еще недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. И поэтому главной задачей педагога, работающего по этой программе, будет сделать игру максимально продуктивной. В результате чего к 3-м годам у ребенка появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, сформируется элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к происходящему (будь то игра, танец и т.д.), повышается танцевальная активность: ребенок исполняет несложные пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в музыкально- подвижные игры, ребенок выполняет действия под музыку, передает характерные движения игровых персонажей (лиса, заяц и т.д.), появляются первые творческие проявления ребенка в движении.

На занятиях работа с детьми ведется по следующим направлениям, которые решают следующие задачи:

1. Помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью:

- учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, притопывать правой ногой, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами;

- добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;

- учить согласовывать движения с текстом и музыкой;

- развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);

- менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;

- развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);

- дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.

2. Познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки:

- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;

- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;

- дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.

3. Развивать воображение и фантазию детей в танце:

- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;

-учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;

- вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;

-побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);

-учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

4. Совершенствование развития психомоторных способностей:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, самомассаж).

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности (игропластика, партерная гимнастика, йога для малышей).

Организационные условия реализации программы:Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников ДДУ.Общее количество часов– 78 часов.Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.Продолжительность одного занятия – 1 час (35 мин.).Нормы наполнения групп – 15 детей.Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Структуирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов, в виде представления единственного вида деятельности на данном этапе – игры. Материал изложен в соответствии с традиционными программными компонентами: характеристика возрастных особенностей, задачи обучения ребенка определенным видам танцевальной деятельности, содержание (репертуар), показатели овладения материалом.

Для развития танцевальной деятельности на этом возрастном этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его не точны и порой не согласованно с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого.

Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания пляски, упражнения. В дальнейшем педагог дает указания по ходу исполнения, поправляя действия отдельных детей. В течение учебного года педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в танцах, хороводах Нужно приобщать ребенка к выполнению несложных танцевальных движений под музыку; побуждать малыша к музыкально-творческим проявлениям, к активности от подражания к самому творчеству.

В этом возрасте детей привлекает зрелищность, поэтому занятия обыгрываются с помощью больших игрушек. Всплеск положительных эмоций вызывает кукольный театр. Яркое, выразительное выступление взрослых доставляет детям всеобъемлющую радость. Также рекомендуется использовать яркие атрибуты, ряжение. Все это способствует обогащению ребенка новыми эстетическими впечатлениями, рождает эмоциональный всплеск. Освоенный материал может быть использован в развлечениях и на праздничных утренниках, главная цель которых – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями.

Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в проветриваемом и хорошо освещенном зале с ковровым покрытием или ковром на полу и зеркалами на стенах. Замечательно, если с хореографом работает музыкальный работник, когда вся музыка в живом исполнении.

Данная программа может быть использована в работе с детьми воспитателями, родителями, гувернерами, педагогами студий раннего развития, которые хотят воспитать своих малышей активными, энергичными, ловкими, эмоциональными и счастливыми.

Что должен уметь ребенок к концу года:

- маршировать и бегать, ориентируясь в пространстве;

- выполнять плавные и резкие движения руками;

- выполнять приседания и полуприсяды (и с разворотом);

- выполнять хлопки;

- притопывать то одной, то другой ногой;

- прыгать на месте;

- кружиться по одному и в паре;

- ходить на полупальцах и на пятках;

- выставлять ногу на носок и на пятку;

- ходить стайкой по кругу, сужать и расширять его;

- выполнять прямой галоп;

- эмоционально — образно исполнять танцевально-игровые упражнения (кружатся листочки, подают снежинки и т.д.);

- подражать характерным движениям животных;

- передавать эмоциональное состояние игровых персонажей (грустный мишка, веселый зайка);

- эмоционально реагировать на различные игровые ситуации.

Учебно – тематический план

№ п/п

Раздел

Содержание разделов

Дидактические игры и упражнения

Количество часов

Общ

Т

Пр.

1

Азбука музыкального движения

понятие осанка

хлопки в ладоши

позиции ног и рук

выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях

полуприседы;

прыжки;

упражнения для рук и кистей

«Мячик»

«Топотушки»,

«Цветочек»,

«Лебеди»,

«Улыбнёмся мы друг другу

«Ветер и деревья»,

«Пружинка»,

поклон «Приветствие».

7

2

5

2

Танцевально-образные движения

ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

бег – легкий, широкий (волк), острый;

прыжковые движения с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки

«Медведи и медвежата»,

«Пингвины»,

«Раки» (спиной назад),

«Гуси и гусеницы»,

«Слоны»,

«Бежим по горячему песку» (острый бег),

«Зайцы»,

«Белки» (прыжки и поскоки),

«Лягушата»,

«Лошадки» (прямой галоп).

8

1

7

3

Игротанцы

хореографические упражнения

танцевальные шаги

танцы с атрибутами

танцевальные движения

образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений).

«Про тучки»

«Про следы»,

«Дождик»,

«Лиса и зайцы»,

«Про Снежную Бабу»

«Санки»

25

5

20

4

Креативная партерная гимнастика

Музыкально-творческие задания

упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.

Специальный комплекс упражнений

Релаксационные упражнения

«Море волнуется раз»;

«Зеркало»;

«Угадай кто я»;

«Раз, два, три замри»,

«Ледяные фигуры»

«Неваляшка»

«Фасолинки»

«Лодка»

«Тянем спинки»

11

3

8

5

Пальчиковая гимнастика

Общеразвивающие упражнения для пальчиков

Игры-потешки

Выполнение фигурок из пальцев

«Семья»,

«Здравствуй,этоя»,

«Комарики»,

«Вышли пальчики гулять»,

«Мы на коврике сидели»,

«Про капусту»,

«Пианино».

«Снеговик»,

«Сорока, сорока»,

«Дом»,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст