программа по краеведению кружок Юные историки- краеведы

Учебно- тематический план 1-й год обучения.( 70 ч.)

2009 – 2010 г.г.

п\п

ТЕМА

Количество часов

Содержание раздела

Основные знания

и умения

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Организационное вводное занятие.

1 ч.

1 ч.

Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы.

2.

Краеведческие возможности края.

6 ч.

3 ч.

3 ч.

Работа с физической картой.

Территория и границы Хабаровского края, района им. Лазо, с. Бичевая. Климат, растительность и животный мир края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.

Знания: границы Хабаровского края; административное деление края, названия

городов и районов; основные виды

растительного и животного мира;

основные горные системы;

крупные реки и озера; полезные ископаемые.

Умения: определять на карте России местоположение края; показать на

карте границы края, находить города и

райцентры; находить и показывать

крупнейшие реки, озера, хребты края.

3.

Далекое прошлое края.

12 ч

8ч.

4 ч.

Экскурсия в краеведческий музей; работа с административной картой

Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения.

Знания: понятие « абориген», «коренные

народы», «малочисленные народы»; племена

и народы населявшие территорию края

в прошлом.

4.

Русский флаг на Амуре.

16 ч.

8 ч.

8 ч.

Открытие и освоение российского Дальнего Востока. Русские землепроходцы: И.Ю. Москвитин, В.Д.Поярков,

Е.П. Хабаров.

«Амурский вопрос». Н.Н. Муравьев- Амурский и Г.И. Невельской — их роль в освоении Дальнего Востока. Деятельность Амурской экспедиции(1851-1855гг.)

Знания: Этапы освоения русскими Дальнего

Востока; персоналии первопроходцев;

маршруты экспедиций землепроходцев и исследователей Амурской экспедиции.

Умения: оперировать терминами,

работать с картой.

5.

От Хабаровки до Хабаровска.

15 ч.

8 ч.

7 ч.

Работа с историческими источниками. Сообщения на темы «Основатели города», «Первостроители», и.т.д.

Географическое положение города. История возникновения. Первостроители и основатели города. Личность Я.В. Дьяченко. Этапы становления города: изменение роли и статуса

г. Хабаровска. Символика

г. Хабаровска, Приамурского генерал- губернаторства, Хабаровского края.

Знания: Основную периодизацию истории

города; символику города и края.

Умения: определять местоположение

г. Хабаровска на картах края, России; готовить сообщения.

6.

Город и его жители.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Подготовка сообщений, работа над составлением родословной своей семьи.

Знакомство с деятельностью известных исторических личностей, знаменитых горожан, внесших вклад в становление и развитие г. Хабаровска. Генерал-губернаторы Приамурского края. Купечество города, ученые и исследователи Приамурья и Хабаровского края. Знаменитые земляки.

Знания: персоналии – генерал- губернаторов

края ( А.Н. Корф, Н.л. Гондатти, Н.И. Гродеков);

купцы – Плюснины, Пьянковы, Тифонтай;

ученые – В.К. Арсеньев, М.И. Венюков,

Р.К. Маак, К.И. Максимович, А.П. Окладников;

Терминология.

Умения: составлять родословную,

генеалогическое древо семьи.

7.

Каменная летопись края.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Работа с краеведческой литературой

Составление картотеки памятников, мемориальных досок идр.

Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство РФ об охране памятников истории и культуры. Виды памятников, статус памятников.

Знания: типы, статус памятников,

терминология, основные памятники и архитектурные ансамбли.

Умения: составлять описание памятников; пользоваться справочной литературой.

Итого:

70 ч.

38ч .

32 ч.

Учебно- тематический план 2-й год обучения.( 70 ч.)

2010 – 2011 г.г.

п\п

ТЕМА

Количество часов

Содержание раздела

Основные знания

и умения

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Организационное вводное занятие.

1 ч.

1 ч.

Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы.

2.

Лики Древнего Амура.

14 ч.

6 ч.

8 ч.

Экскурсия в археологический музей; работа с краеведческой и справочной литературой.

Археология как наука. Археологическое прошлое края. История коренного населения Амура. История археологических исследований на Дальнем Востоке. Академик А.П. Окладников и его вклад в изучение далекого прошлого края. Этнография как наука. Культурное наследие коренного населения края.

Знания: понятия – «археология», « этнос», «этнография»; основные периоды истории древнего населения Приамурья; основные этапы археологических исследований; основные археологические памятники.

3.

История освоения и заселения Приамурья.

15 ч.

8 ч.

7 ч.

Работа с краеведческой литературой, физической картой, подготовка сообщений.

Русские землепроходцы XVII в. Их вклад в освоение русского Дальнего Востока. Русско-китайские отношения XVII – XIX вв; русско- китайские договоры; «Амурский вопрос» в середине XIX в.; «Амурские сплавы»; заселение Приамурья; русские села, казачество.

Знания: этапы освоения Приамурья;

персоналии – В.Д.Поярков, И.Ю. Москвитин, Е.П.Хабаров, Н.Н. Муравьев- Амурский, Г.И. Невельской, В.П.Казакевич, Н.К. Бошняк,

Д.И. Орлов, Н.М. Чихачев; даты подписания

русско-китайских договоров; периодизация заселения Дальнего Востока.

Умения: работать с физической картой, краеведческой и статистической литературой,

Выступать с сообщениями.

4.

Наш край в конце XIX – нач. XXвека.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Работа с административной картой края, написание и защита рефератов, экскурсия в краеведческий музей.

Границы и территориальное деление Приамурского края. Возникновение и развитие городов. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Население края: его численность, национальный и социальный состав. Торгово-промышленные выставки.

Знания: даты основания крупных

населенных пунктов края; основные этапы экономического развития края в дореволюционный период;

Умения: работать с фондами библиотеки; писать и защищать рефераты.

5.

Генерал-губернаторы и их роль в истории Приамурского края.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Работа с краеведческой литературой, периодической печатью, подготовка и защита рефератов.

История возникновения института генерал-губернаторства. Роль Н.Н. Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока. Генерал-губернаторы Приамурского края: люди, события, факты.

Знания: понятие «генерал-губернатор», полномочия и права генерал-губернатора, персоналии- Н.Н.Муравьев- Амурский, А.Н. Корф, Н.Л.Г ондатти, Н.И.Гродеков, С.М. Духовской, Д.И.Субботич.

6.

Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Работа с географическими картами, подготовка рефератов.

История изучения Приамурья. Известные путешественники, Н.М. Прижевальский, Ф. Нансен. Ученые- исследователи В.К. Ванин, К.И. Максимович, Р.К. Маак, М.И. Венюков, В.К. Арсеньев.

И их роль в исследовании Дальнего Востока.

Знания: имена путешественников, исследователей и их конкретный вклад в изучение края; основные этапы изучения Приамурья.

Умения: работать с фондами библиотек, каталогами, выступать перед аудиторией.

7.

Культурная жизнь края ( к. XIX — нач.XX.)

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Работа с краеведческими материалами, подготовка презентаций, сообщений.

История общественных организаций края. Образование Приамурского географического общества. Его роль в изучении Приамурья. Открытие краеведческого музея, библиотеки. Первые театральные труппы. Благотворительные общества. Меценаты, строительство храмов, первые печатные издания.

Знания: даты основания краеведческого

музея, краевой научной библиотеки;

определения «благотворительность», «меценатство».

Умения: работать с краеведческими источниками; отбирать материал для сообщений.

Итого:

70 ч.

35 ч.

35 ч.

Учебно- тематический план 3-й год обучения.( 70 ч.)

2011 – 2012 г.г.

п\п

ТЕМА

Количество часов

Содержание раздела

Основные знания

и умения

всего

Теоретические

занятия



Страницы: 1 | 2 | Весь текст