программа по физической культуре_93304

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Учебная программа

для 5-9 классов общеобразовательной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физическая культура как учебная дисциплина выполняет в общеобразовательной школе важную роль, способствует формированию личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническим действиям и приемам базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективно взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Структура и содержание учебной программы. Данная программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Физическое совершенствование» (операциональный компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История развития физкультуры и спорта», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения по развитию физкультуры и спорта, по становлению национальных видов спорта в республике, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств, в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение. Помимо этого, в программу включена тема «национальные игры», которая раскрывает исторические особенности физической культуры Казахстана.

Данная программа предлагает материал для уроков физической культуры, состоящий только из базового компонента. Базовый (инвариативный) компонент отражает государственный стандарт общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.

Вариативный компонент нацеливает учителя на использование разнообразных форм учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Так как вариативный компонент обусловлен необходимостью учета региональных особенностей, места расположения материальной базы школы, возможностей учителя и интересов учащихся, то учебный материал рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.

Завершается программа изложением требований к уровню подготовки учеников по физической культуре. Эти требования задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать», «использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни».

В программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программного материала, а с другой устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть усвоено каждым учеником, заканчивающим основную ступень обучения. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.

Формы организации и планирование учебного процесса. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.

В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (№1080 от 23.08.2012г.) программой предусмотрено раздельное обучение учащихся по гендерному принципу (группы мальчиков и девочек). Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Объем учебной нагрузки по предмету «Физическая культура» соответствии с типовым учебным планом составляет:

5 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;

6 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;

7 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;

8 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;

9 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.

В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:

«Русский язык»:

пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры;

«Физика»:

использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность»;

«Алгебра», «Геометрия»:

измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту;

«Биология»:

понятие об опорно-двигательном аппарате человека, системе кровообращения и дыхания, о работе мышц и причинах утомления;

о частоте сердечных сокращений при нагрузке;

использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм;

«История мира», «История Казахстана»:

история олимпийского движения;

история возникновения казахских национальных видов спорта;

«География»:

знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте;

«Музыка»:

– использование музыкальных произведений во время проведения уроков физической культуры;

– умение комплексно использовать темп, ритм, динамику во время выполнения упражнений под музыку с предметами и без предметов;

«Черчение»:

использование графических рисунков для иллюстрации физических упражнений;

«Технология»:

воспитание трудолюбия и способности к длительной трудовой деятельности.

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Всего – 102 часа (3 часа в неделю)

Распределение часов для прохождения разделов программы

по четвертям учебного года

Части про-граммы

Разделы программы

Учебные четверти

1234ΣБазовая1. Легкая атлетика7—714

2. Спортивные игры14-119343. Гимнастика-14—144. Лыжная подготовка*—10-105. Национальные игры-55-106. Плавание**—88Всего по базовой части2119262490Вариативная1. Обусловленные климатом региона6

2

4

-

12

2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)Всего часов по вариативной части624-12Общее количество часов за учебный год (Σ )

27

21

30

24

102

Примечание:

* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.

** В отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики.

Основы знаний

Исторические сведения о Древних Олимпийских играх. Физическая культура и целенаправленное физическое совершенствование человека. Профилактика травматизма. Укрепление здоровья. Коррекционная гимнастика, направленная на укрепление здоровья. Гигиеническая и организационная основы уроков физической культуры в школе.

Легкая атлетика

Высокий и низкий старт. Бег с ускорением. Бег на 30, 60 м с максимальной скоростью. Бег в равномерном темпе 10-12 мин. Бег на 1000м (девочки) и 2000 м (мальчики) с учетом времени. Прыжки в длину способом «согнув ноги» в шаге; с 7-9 беговых шагов. Прыжки в высоту способом «перешагивания» с 7-9 беговых шагов. Метание малого мяча в цель с дистанции 10-15 м. Метание малого мяча на дальность. Игры и эстафеты, содержащие элементы бега, прыжков в длину, в высоту, многоскоков, метание мяча.

Спортивные игры

Баскетбол. Стойка игрока. Перемещения в стойке игрока: приставными шагами боком, спиной, вперед. Повороты без мяча и с мячом. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Броски мяча с места. Подвижные игры с элементами баскетбола. Подводящие игры.

Волейбол. Стойка игрока. Перемещение в стойке: приставными шагами, лицом и спиной вперед. Передача мяча двумя руками сверху на месте. Прием мяча снизу двумя руками на месте. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м. Подводящае игры .

Футбол. Стойка игрока. Перемещение в стойке: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Бег с изменением скорости и направления. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвы. Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения. Игра вратаря. Подвижные и подводящие инры с элементами футбола..

Ручной мяч. Стойка игрока. Перемещение в стойке: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ловля мяча двумя руками. Передача в темпе бега. Броски мяча одной рукой в прыжке с замахом. Ведение мяча со сменой рук. Действия вратаря. Подвижные и подводящие игры с элементами гандбола.

Гимнастика

Строевые упражнения. Строевые упражнения и упражнения, выполняемые во время движения строем. Разновидности ходьбы: строевая, на носках, на пятках, высоко поднимая колени; ходьба в полуприседе, и полном приседи. Перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением и сведением. Движение: по диагонали, противоходом, змейкой.

Общеразвивающие упражнения. Выполнение общеразвивающих упражнений во время движения строем. Упражнения, способствующие формированию правильной осанки, развивающие чувство равновесия и внимания. Обшеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Комплекс упражнений коррекционной гимнастики.

Акробатика. Кувырки вперед и назад в группировке из упора присев. Стойка на лопатках. Статические элементы («мост» «шпагат», «ласточка»). Комбинации из разученных ранее элементов. Игры и эстафета с включением акробатических элементов. Гимнастическая полоса препятствий.

Упражнение на перекладине (мальчики). Из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора отмах соскок с поворотом вправо – левым боком к снаряду. Подтягивание из виса.

Разновысокие брусья – нижняя жердь (девочки). Из виса стоя махом одной ноги и толчком другой – подъем переворотом в упор; из упора перемах левой ногой, перемах правой ногой – соскок левым боком к снаряду. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа.

Лазание по канатам в три приема (высота каната 2,5-3 м).

Упражнения в равновесии. Разновидности ходьбы на бревне: на носках (руки в стороны). Высоко поднимая колени (руки на поясе); передвижения приставными шагами (руки на поясе). Остановки, в скрестном шаге повороты на месте. Ходьба в быстром темпе, соскок и приземление.

Опорный прыжок через гимнастического козла. Прыжок с разбега, согнув ноги (расстояние от мостика до снаряда 30-35 см). Высота 110 см (мальчики), 100 см (девочки).

Ритмическая гимнастика. Комплекс из 8-10 выполняемых под музыку упражнений общеразвивающего характера.

Лыжная подготовка

Попеременный двухшажный ход: отталкивание и скольжение. Одновременный двухшажный ход: схема движения. Подъем «полуелочкой». Спуск в высокой и низкой стойках. Торможение «плугом». Повороты переступанием в движении. Прохождение дистанции до2000 м.

Кроссовая подготовка (вместо лыжной подготовки в бесснежных регионах). Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Кроссовый бег на дистанцию 1000 м.

Национальные игры

Игровые единоборства с перетягиванием и выталкиванием. «Кім жүйрік» (Кто дальше), «Балапандар» (Цыплята), «Қаршығалар мен Қарлығаштар» (Ястреб и ласточки).

Плавание

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди и спине. Согласование движений руками и ногами при плавании кролем на спине. Проплывание отрезков кролем на груди и на спине. Старты с тумбочки и с воды. Игры и игровые упражнения на воде.

Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию

двигательных качеств в 5 классе

п/п

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1.

Бег 60 м (с)

10,0

10,6

11,2

10,4

10,8

11,4

2.

Бег 2000 м

без учёта времени

3.

Прыжок в длину (см)

340

300

260

300

260

220

4.

Прыжок в высоту (см)

110

100

85

105

95

80

5.

Метание мяча 150г, м

34

27

20

21

17

14

6.

Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз)

6

4

3

-

-

-

7.

Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз)

-

-

-

15

10

8

8.

Лазание по канату с помощью ног (м)

5

4

3

4

3

2

9.

Бег на лыжах 1 км

(мин, с)

6,30

7,00

7,40

7,00



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст