программа по духовно-нравственному воспитанию Давайте жить дружно

МБОУ «Запольская начальная школа — детский сад»

«Давайте жить дружно».

Рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторы: Габова Л.С. – учитель нач.классов.

Шурман Л.Ф. — учитель нач.классов.

Лекомцева Е.С. – воспитатель д/с.

д.Заполье.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

I блок: «Этика общения»……………………………………………….…. 8

Тематическое планирование. I блока ……………………………………. 10

II блок: «Этикет»………………………………………………………..…. 12

Тематическое планирование. 2 блока……………………………………. 15

III блок: «Этика отношений в коллективе»………………………………. 17

Тематическое планирование. 3 блока ……………………………………. 20

Список литературы ………………………………………………………… 27

Приложение ………………………………………………………………… 29

Пояснительная записка

Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношении к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Поэтому важнейшим объектом познания в садике и в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к окружающей среде.

Информацию о моральных нормах, требованиях идеалах общества ребёнок получает не только в детском саду, но и в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общения со своими сверстниками и взрослыми, из радио-и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Проанализировав факты, сопоставив неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения дошкольнику и младшему школьнику легче под руководством воспитателя или учителя на специальных занятиях, которые необходимы потому что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т. е. знания.

Чтобы дети нашего детского сада и начальной школы ни сейчас, ни в дальнейшем, перейдя на среднюю ступень обучения, не оказались потенциальными сторонами конфликта, мы решили по-новому организовать внеклассную работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это и послужило основанием для разработки программы «Давайте жить дружно!

Данная программа нацелена, в первую очередь, на развитие коллективизма, сплочение классного и родительского коллективов через подготовку и проведение совместных дел; на развитие творчества и инициативы дошкольников и младших школьников. Его реализация предусматривает организацию совместных дел с детьми и родителями МБОУ «Запольская начальная школа – детский сад».

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей начальных классов, воспитателей ДОУ.

Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с детского сада.

Программа «Давайте жить дружно!» является неотъемлемой и необходимой частью внеурочной деятельности школы — сад, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности ребенка».

Цель настоящей программы: создание и внедрение в практику работы учреждения, программы совместной работы семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет детям дошкольного и младшего школьного возраста познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 3 блоков:

I блок: «Этика общения».

IIблок: «Этикет».

III блок: «Этика отношений в коллективе».

Формы и виды деятельности

игровая;

познавательная;

сюжетно — ролевые игры;

просмотр мультфильмов;

создание выставок;

конкурсы и викторины;

Праздники;

Экскурсии и походы;

Классный час»

Семейный клуб;

Место проведения занятий

Школа — сад

Сельский клуб

Лес.

Красивые места деревни;

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программы, предполагается достичь следующих результатов:

Первый блок результатов учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Второй блок результатов — получение знания о понятии детей «Этикет» и его содержании (речевой этикет, поведенческий этикет, хорошие манеры поведения)

Третий блок результатов — Расширение и углубление понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов.

Формы учета оценки планируемых результатов

Опрос

Наблюдение

Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.

Анкетирование учащихся и родителей

Пополнение портфолио детей.

Создание видео-фото альбома.

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»

Программа адресована для детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на 3 года.

Программа реализуется учителями начальных классов и воспитателями детского сада.

Содержание программы «Давайте жить дружно!»

I блок. «Этика общения»

Цель: Развивать у детей знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Тематический план блока «Этика общения»

Наименование мероприятия

Срок проведения

1. Встреча семейного клуба: «Дружим с добрыми словами»

октябрь

2. Классный час: «Доброе слово – что ясный день»

ноябрь

3. Совместный праздник детский сад – школа: «День матери».

ноябрь

4. Игра: «Каждый интересен»

Декабрь

5. Совместный праздник школа – сад: «Новый год и все, все, все..»

Декабрь.

6. Совместный праздник: «Рыцарский этикет» (папы + мальчики)

февраль

7. Встреча семейного клуба: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Март.

8.круглый стол: «Ежели вы вежливы»

Март

9. Экскурсия: «Когда идешь по улице»

апрель

10. Разработка и пополнение портфолио детей.

Май.

II блок: «Этикет».

Цель: Расширить знания о понятии детей «Этикет» и его содержании (речевой этикет, поведенческий этикет, хорошие манеры поведения)

Тематический план блока «Этикет»

Наименование мероприятия

Срок проведения

1. Встреча семейного клуба: «Повседневный этикет»

октябрь

2. Классный час: «Школьные правила этикета»

октябрь

3. Совместный праздник детский сад – школа: «сказка об этикете»

ноябрь

4. Игра: «узнай себя»

Декабрь

5. Совместный праздник школа – сад: «Елочка – затейница!»

Декабрь.

6. Встреча семейного клуба: «Как решать семейные задачи»

февраль.

7. Совместный праздник: «Поздравляем наших мам».

Март

8.Викторина: «Премудрости дедушки Этикета»

Апрель

10. Разработка и пополнение портфолио детей.

Май.

III блок: «Этика отношений в коллективе»

Цель: Расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

Тематический план блока «Этика отношений в коллективе»

Наименование мероприятия

Срок проведения

1. Встреча семейного клуба: «Самолюб — никому не люб.»

октябрь

2. Классный час: «Мой класс – мои друзья»

октябрь

3. Совместный праздник детский сад – школа: «Поиграем и подумаем»

ноябрь

4. Поход в лес: «Чтобы быть коллективом». (на лыжах)

Декабрь

5. Совместный праздник школа – сад: «Приключения у новогодней елки»

Декабрь.

6. Встреча семейного клуба: «Вот и стали добрей и умней»

февраль.

7. Игра: «Если с другом вышел в путь»

Март

8.Классный час: «Скажи себе сам»

Апрель

9. Совместный праздник школа – сад: «Если радость на всех одна!»

Май.

10. Разработка и пополнение портфолио детей.

Май.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст