программа по бисероплетению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Торжка»

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Протокол №___

от ________________201__г.

Руководитель кафедры

_________________ФИО

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом

совете гимназии

Протокол №___

от ________________201__г.

Зам.директора гимназии

_______________ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Гимназия №2»

______________ФИО

Приказ от_________201__г.

№_____

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по художественно-прикладному направлению

«Бисероплетение»

201_

Пояснительная записка

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно — нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Задачи:  

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Коррекционно – развивающие:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.

Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей и подростков 6-15 лет.

Формы реализации программы:

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Принципы:

единство обучения и воспитания

сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников

общедоступность

преемственность

дифференциации и индивидуализации

свобода выбора

успешность

Методы:

практический

наглядный

метод релаксации

практические занятия

занятия исследования

работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий

рассказ, беседа, дискуссия

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.

Система отслеживания результатов усвоения материала:

наблюдение за детьми

тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций

организация и участие в выставках

проведение конкурсов

анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.

индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Возрастные особенности детей (6-15лет)

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, наносят яркий макияж, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных украшений. Это вызывает у подруг чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Ожидаемые результаты:

Знать:

некоторые сведения из истории бисероплетения

правила техники безопасности при работе с бисером

правила организации рабочего места

понятия бисер, рубка, стеклярус,

секреты мастерства

Уметь:

качественно и профессионально выполнять изделия

читать готовые схемы

самостоятельно составлять схемы своих работ

Досуговая деятельность:

встречи с мастерами

посещение выставок

просмотр книг и журналов по рукоделию

изготовление подарков к праздникам (к Новому году, к 8 Марта, к Пасхе)

Содержание программы

I год обучения

1. Вводное занятие (1 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Тверской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

 2. Плетение на проволоке

  2.1. Цветы из бисера (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

2.2. Плоские фигурки животных и птиц (24 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.  

2.3. Игрушки по мотивам сказок , сувениры и украшения (34 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.  

3. Итоговое занятие (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасной работы инструментами;

под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

подбирать детали для работы.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

II год обучения

1. Вводное занятие (1 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2. Плетение на проволоке

 2.1. Плоские игрушки из бисера (46 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

2.2. Объемные игрушки из бисера (37 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.3. Цветы из бисера (12 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

 3. Плетение на леске.

 3.1. Плоские игрушки (20 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

3.2. Украшения (18 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

4. Итоговое занятие (2 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 2 года обучения учащиеся знают:

название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:

самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;

работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,

читать простейший чертеж.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

III год обучения

Содержание занятий 3 года обучения.

1. Вводное занятие (1 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2. Плетение на проволоке

2.1. Объемные игрушки из бисера (41 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.2. Цветы из бисера (28 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.3. Деревья из бисера (10 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление деревьев. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.4. Сувениры из бисера (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление сувениров. Составление композиции. Оформление. Применение.

3. Плетение на леске

3.1. Плоские игрушки из бисера (12 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

3.2. Украшения (28 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

3.3. Оплетение пасхальных яиц (8 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Объёмные изделия на основе ажурного плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление пасхальных яиц на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

4. Итоговое занятие (2 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Результаты.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст