программа Пешеходный туризм

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.

Программа для учащихся 5-9 классов.

Введение.

Общее ухудшение экологического состояния окружающей среды, интенсификация учебного процесса в школе, несбалансированность и однообразие питания необеспеченных слоёв населения приводят к значительному ослаблению общего физического состояния и здоровья детей. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ лишь 14% детей практически здоровы. Последствия интенсификации учебного процесса ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся, создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, способствуют психофизической перегрузке.

Для правильного осмысления сложившейся ситуации и создания оптимальных условий для укрепления здоровья, восстановления психофизических сил и достижения спортивного мастерства, нужна обязательная программа, отличающаяся от других, привлекаемая для детей.

Программа предлагает образовательную модель, способствующую достижения воспитанниками наилучших лично-командных спортивных результатов, воспитанию потребности в ведении здорового образа жизни, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка, развитию его задатков и способностей.

Пояснительная записка.

Программа имеет туристско-краеведческую направленность, ориентирована на активное приобщение детей к здоровому образу жизни, на воспитание любви к родному краю, на получение начальных знаний и умений по организации и проведению туристских походов, участию в туристских соревнованиях. Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Срок обучения 3 года.

Концептуальные особенности программы.

Программа базируется на понимании туризма и краеведения, как целостного явления, с учётом индивидуального развития личности.

В основу программы заложены концептуальные идеи:

- расширение круга общения детей;

- формирования ценностного, ответственного отношения к своему здоровью;

- реализация потребности в занятиях спортом, не требующим постоянного применения физических сил, что обусловлено ограничениями по состоянию здоровья;

- развитие коммуникабельности – одного из необходимых качеств успешной социальной адаптации;

- разностороннего развития личности, синтезирующей лучшие качества человека и гражданина.

Цели и задачи программы.

▪ Обучающие. Углубление знаний по школьным предметам (географии, биологии, физике, истории и др.); получение основных знаний, умений и навыков, необходимых туристу — пешеходнику; правила организации походов, виды снаряжения и правила пользования им, организация своего быта в полевых условиях, основные правила техники безопасности. Овладение навыками спортивного ориентирования.

Спортивные. На основе полученных теоретических знаний, практических умений и навыков, достижение обучающимися максимально возможных лично-командных спортивных результатов посредством участия в походах, соревнованиях, туристских слётах, олимпиадах и т.д. Совершение похода 3 степени сложности, участие в районных соревнованиях и конкурсах.

Воспитательные. Формирование умений м навыков культуры общения, жизнеобеспечения, развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры. Воспитание характера, воли, чувства ответственности, целеустремлённости в процессе преодоления трудностей. Воспитание трудолюбия посредством организации своего быта в походных условиях.

Развивающие. Развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию (выполнение нормативов спортивных разрядов по туризму). Развитие и укрепление физических качеств посредством выполнения общеразвивающих и специальных упражнений, спортивных игр в соответствии с физическими данными каждого обучающегося. Развитие коммуникативных навыков, умение ответственно и самостоятельно принимать решения в любых жизненных ситуациях посредством активного привлечения к планированию коллективных дел и маршрутов походов, тактики прохождения дистанции на соревнованиях или естественных препятствий в походе, к решению теоретически, а затем и практически встречающихся в жизни задач и проблем.

Оздоровительные. Организация активного отдыха и оздоровления в наиболее привлекательных уголках природы Лузского района.

Учебно-тематический план третьего года обучения.

№ п/п

Блок раздел

Количество часов

Вариативная часть индивидуальные и групповые занятия

всего

теория

Практика в помещении

Практика на местности

I

Введение

2

2

-

-

-

II

Техника и тактика пешеходного туризма

114

23

20

49

22

1.

Преодоление естественных препятствий

18

4

4

5

5

2.

Повторение туристских узлов, обвязки, беседки

8

-

8

-

-

3.

Повторение приёмов и способов преодоления препятствий с помощью специального снаряжения

12

-

-

12

-

4.

Приёмы преодоления технически сложных препятствий с использованием более сложной техники

10

-

-

10

-

5.

Безопасность в походе

12

2

1

4

5

6.

Туристское снаряжение

12

5

1

2

4

7.

Питание в туристском походе

14

3

2

8

1

8.

Организация быта в походе

14

2

-

8

4

9.

Первая доврачебная помощь

8

4

2

-

2

10.

Организация, подготовка, проведение и итоги туристских походов

6

3

2

-

1

III

Топография и ориентирование

24

4

6

12

2

1.

Ориентирование по местным признакам и явлениям

4

4

-

-

-

2.

Условные знаки спортивных и топографических карт

2

-

2

-

-

3.

Чтение карт (повторение)

2

-

2

-

-

4.

Определение азимута на карте и на местности (повторение)

8

-

2

6

-

5.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию

8

-

-

6

2

IV

Краеведение

16

4

4

6

2

1

Население Кировской области: количество, национальный состав, сельское и городское население

2

2

-

-



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст