программа курса по выбору Процентные расчёты на каждый день 9 класс

Программа

курса по математике

для 9-го класса

«Процентные расчеты на каждый день»

Учитель математики В. В. ХиеваПояснительная записка

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности

Цель курса

Углубить знания и сформировать практические умения в работе с процентами.

Показать широту применения в жизни такого непростого и малоизвестного учащимся математического аппарата, как процентные вычисления

Задачи курса

Научить школьников решать задачи на проценты, используя приемы решения задач на дроби.

Научить применять приемы и методы решения задач на проценты в новой ситуации.

Развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами.

Привить учащимся основы экономической грамотности;Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса учащиеся должны:- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2/ 20 % — 1/5; 25%-1/4 и т. д.);

знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Курс рассчитан на 10 часов.

Тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Нахождение процентов от числа и числа по проценту

1 час

2

Школа

1 час

3

Зарплата, пенсии, стипендии

1 час

4

Распродажа

1 час

5

Тарифы

1 час

6

Банковские операции

1 час

7

Голосование

1 час

8

Моя семья

1 час

9

По страницам газет и журналов

1 час

10

Тестирование

1 час

 

Итого:

10 час

Содержание курса

Дроби и проценты

Выражение процентов в виде обыкновенной и десятичной дроби, выполнение обратных преобразований.

Нахождение нескольких процентов числа, увеличение (уменьшение) числа на несколько процентов.

Нахождение числа по нескольким его процентам.

Проценты вокруг нас

Школа.

Зарплаты, пенсии, стипендии.

Распродажа.

Тарифы.

Банковские операции.

Голосование.

Моя семья.

По страницам газет и журналов.

Объявляя учащимся цель занятия, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач взяты из реальной жизни. Предлагаемые задачи могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. Важно, что в ряде случаев необходимо считать устно. Для этого полезно знать некоторые факты, например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить её половину; чтобы найти 20% величины, надо найти её пятую часть, что 40% некоторой величины в 4 раза больше, чем её 10%; что треть величины — это примерно 33% и т.д.

Литература

Журнал «Математика в школе».

Дорофеев Г.В. алгебра 7 класс, Математика 9 класс.

Ципкин А.Г., Справочное пособие по методам решения задач по математике. М., «Наука», 1983год.

Крамор В.С., Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал а анализа. М., «Просвещение», 1990год.

Кузнецова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.