программа курса по выбору Применение законов Ньютона

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Рассмотрено на ШМО учителей

физико-математического цикла

_________ Сошникова Н. Н.

Протокол №_________

от « » ___________ 2009 г.

Утверждено на педсовете

Протокол №_________

от « » ___________ 2009 г.

ПРОГРАММА КУРСА

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ НЬЮТОНА»

для учащихся 9 класса

КОВРОВ 2009

Пояснительная записка.

Физика в 9 классах изучается по программе Перышкина А. В. Основной раздел, который изучается в курсе физики 9 класса, — динамика. В данном разделе учащиеся знакомятся с основными законами, объясняющими характер движения тел. По программе Перышкина А. В. на изучение физики в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Это количество уроков позволяет решать задачи только базового уровня. Как показывает практика, при изучении данного материала в 10 классе учащиеся испытывают большие трудности, особенно при решении задач на применение законов динамики.

Решение задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, внимательность, формируются творческие способности. Поэтому, с целью совершенствования и углубления знаний и умений, полученных в основном курсе; развития познавательного интереса учащихся к физике, вводится курс « Применение законов Ньютона».

Программа курса согласована по своему содержанию с учебной программой основного курса физики в 9 классе и представляет собой сокращенный раздел «Динамика» программы физики в средней школе.

Подготовка учащихся, получаемая в основном курсе физики, позволяет дополнить и углубить знания о законах Ньютона и их применении на практике, познакомить с алгоритмом решения задач на применение законов Ньютона.

При решении задач особое внимание обращается на формирование умений решать задачи по теме, на накопление опыта решения задач различной трудности. При решении задач внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Эти умения позволят учащимся успешно обучаться в старшей школе.

Подбор задач осуществляется учителем исходя из конкретных возможностей учащихся, используя сборник задач по физике для 10 – 11 классов Рымкевича А. П.

Повышение познавательного интереса учащихся достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними. На занятиях применяются индивидуальные и коллективные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подбор и составление задач по теме. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге учащиеся могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка.

Приемы и методы: рассказ и беседа, подробное объяснение решения задачи, выступления учащихся.

Итоговая работа: расчетно – графическая работа.

Программа рассчитана на 17 часов.

Содержание курса.

Урок 1. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.

Урок 2. Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести: тело движется по-вертикали.

Урок 3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Урок 4. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Урок 5. Вес тела. Невесомость.

Урок 6. Вес тела, движущегося с ускорением.

Урок 7. Сила трения. Движение под действием силы трения.

Урок 8. Сила упругости. Закон Гука.

Урок 9. Движение под действием нескольких сил.

Урок 10. Решение задач.

Урок 11. Движение тел по наклонной плоскости.

Урок 12. Решение задач.

Урок 13. Решение задач.

Урок 14. Движение связанных тел.

Урок 15. Решение задач.

Урок 16. Решение задач.

Урок 17. Итоговый урок.

Литература.

1. Кикоин И. К., Кикоин А. К. Учебник по физике для 9 класса. – М.: «Просвещение», 1994.

2. Степанова Г. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10 – 11 класс.

3. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М.: «Дрофа», 2001.

4. Ромашкевич А. И. Физика: Механика. Решение задач. – М.: «Дрофа», 1999.

5. Гельфгат И. М., Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. 4-е изд. перераб. – М.: Илекса, 1998.

6. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: «Просвещение», 1987.