программа курса Основы предпринимательской деятельности

1.Пояснительная записка

Статус документа

Программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования образовательной области «Технология».

Является прикладным курсом предмета экономики.

Составлена в соответствии с авторской программой для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень) И. В. Липсица, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации — « Экономика»

На основе авторской программы по технологии «Основы предпринимательской деятельности» учителя Макеевой А.Ю. (Свидетельство № 15 от 18 июня 2001г.)

Структурная перестройка экономики в России обострила «вечную» проблему социально-трудовой адаптации молодежи.

К современной молодежи, вступающей в жизнь, предъявляются новые требования:

1.Способность профессионально самоопределяться и осуществлять жизнедеятельность в условиях постоянно меняющейся ситуации.

2.Осуществлять проектно-программную деятельность.

3.Развивать уровень профессионализма с целью повышения конкурентноспособности на рынке труда.

4.Прогнозировать последствия собственной и других экономической деятельности.

Иными словами, необходимо иметь комплекс предпринимательских способностей, позволяющих легко адаптироваться на рынке труда.

Результаты тестирования учащихся 3 ступени общеобразовательной школы констатируют следующее: из 60 выпускников 15% определились в выборе будущей профессии, остальные не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности, не ориентированы на самозанятость.

Поэтому в школе необходима оперативная и планомерная работа по предпринимательской подготовке. Речь идет об обретении подростком различных типов и опытов деятельности (проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической и т.д.). При этом знакомство происходит не только теоретически, но и в реальном деловом режиме.

В процессе проектно-практической работы происходит выявление и развитие широкой группы предпринимательских качеств и способностей. Предпринимательская деятельность строится по жесткой схеме: идея – замысел – проект – программа – бизнес-план – экспертиза – деятельность – рефлексия полученных результатов – внесение корректив в разработку. Эта схема позволяет найти твердые ориентиры в своей жизнедеятельности, достичь намеченных результатов.

Поэтому необходимо введение в учебный план общеобразовательных учебных заведений программы «Основы предпринимательской деятельности» как одного из вариантов решения актуальной проблемы социально-трудовой адаптации молодежи.

Программа «Основы предпринимательской деятельности» — это содержательный модуль предмета «Технология», курс прикладной экономики, предназначенной для изучения в 3-й ступени обучения. Объем курса – 34 часа в год, по 1 часу в неделю – 10 класс, 34 часа в год, по 1 часу в неделю – 11 класс.

Цель программы:

Подготовка к самостоятельной социально-трудовой жизнедеятельности, развитие у учащихся потребности в наилучшем выполнении своих социально-экономических функций в обществе, повышение востребованности выпускников общеобразовательных учреждений на рынке труда.

Педагогические функции учебной программы:

Образовательная функция состоит в формировании предпринимательских знаний, умений, навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, определения старшеклассниками своего места в структуре занятости, в формировании свободного человека – творческой личности, умеющей прогнозировать, планировать свою деятельность, оценивать ее содержание и результаты с позиции экономической целесообразности и результативности, гуманного отношения к окружающему миру.

Воспитательная функция — воспитывать предприимчивость, честность и человечность, терпение и ответственность, патриотизм, культуру общения.

Развивающая функция – развитие современного экономического мышления, экономической культуры, гуманитарной культуры, культуры проектирования, способствующих эффективности предпринимательской, управленческой, исполнительской деятельности в новых условиях хозяйствования.

Социальная функция – обеспечение способности учащихся, готовности, желания создавать новые источники ресурсов для развития экономики страны и обеспечения достойного существования как для себя лично, так и для других членов общества.

Методологическую основу программы составляют теоретические положения отечественных и зарубежных психологов и педагогов о самоценности, уникальности личности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев), о саморазвитии как основе личностно-профессионального становления, о внутренних механизмах самосовершенствования, связанных с саморазвитием личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), диалоговом взаимодействии с окружающим миром (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев).

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Особенности программы:

Учебная деятельность основана на следующих положениях:

организация деятельности учащихся, содержащая возможность рефлексии, самооценки и других проявлений личностного опыта учащихся,

построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества,

учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий,

передача учащимся функций самоконтроля,

дозированная помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности, режима напряжения,

диалог как преобладающий стиль общения,

состязательный характер основных учебно-творческих дел,

преемственность, межпредметные связи.

Программа предусматривает использование активных методов обучения, которые по своей природе предполагают реализацию личностного потенциала ученика, развитие комплекса предпринимательских способностей:

— решение проблемных ситуаций,

— эвристическая беседа,

— дискуссия,

— организационно-деятельностная игра,

— метод проектов.

Основными методами контроля и диагностики уровня психического развития учащихся и накопленного ими предпринимательского опыта является тестирование, устный опрос, срезовые контрольные работы, решение нестандартных ситуаций.

Продуктом реализации программы является бизнес – проект

Ведущими качествами в структуре предпринимательских способностей являются интеллектуальная рефлексия, стремление к осуществлению на практике того, что сконструировано в идеальном плане, лидерство, продуманный риск. Авторы психологических исследований (Л.Н.Алексеева, Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П.Щедровицкий) рассматривают рефлексию как важнейший фактор развития сознания, мышления, личности, деятельности учащихся.

К методам предпринимательской подготовки, направленным на развитие интеллектуальной рефлексии относится метод решения проблемных ситуаций. Суть его заключается в представлении учебного материала в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы создает у учащихся сильную мотивацию, проблема «зажигает» их, они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать решение.

Рекомендуется использование эвристической беседы, в которой проявляется проблемная постановка вопросов. Такая беседа активизирует мышление, развивает инициативу учащихся, подводит их к самостоятельному осознанию, открытию, формулированию выводов.

Дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, имеет большую обучающую и воспитательную ценность – учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Организационно-деятельностные игры являются одной из современных форм построения образовательного процесса. Это уникальный инструмент коллективной и индивидуальной мыследеятельности. Путем проявления и развития различного типа способностей участников (организационных, управленческих, мыследеятельностных и др.) удается провести работу, предваряющую конкретные практические действия. Это работа по формированию замысла, проектированию, программированию и планированию деятельности, экспертизе проектной части. То есть удается «помыслить» и тщательно подготовить всю предстоящую деятельность.

Для построения образовательного процесса, обеспечивающего предпринимательскую подготовку учащихся, отдельные игровые акции должны быть объединены единой организационно-смысловой программой, поэтому в учебную практику вводится метод проекта. Проектирование – это общий процесс создания прообраза предполагаемого объекта, вида деятельности, варианта решения проблемы. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования, модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого ученика. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника. Общий процесс проектирования может быть разложен на частные процессы: инициирование замысла, определение целей проекта, его исходных ресурсов, разработки бизнес-плана, экспертизы и предъявления проекта, то есть на процессы, соотносящиеся с фазами прединвестиционного жизненного цикла проекта.

Оценивание проекта и его защиты проводится по десяти критериям на трех уровнях: 5, 10, 20 баллов:

Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта.

Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

Качество доклада: полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, убедительность.

Педагогические ориентации: культура речи, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

Ответы на вопросы: аргументированность, убедительность, полнота, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Объем и глубина знаний по предмету, эрудиция.

Для перехода к традиционной системе оценок можно использовать ключ (в баллах): «отлично» — 155 – 200, «хорошо» — 100 – 154, «удовлетворительно» — менее 100.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии представляет комплекс знаний, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике семьи, фирмы.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами технологии, математики, истории, географии, литературы и др.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета на этапе среднего (полного) общего образования. Рекомендуется изучать предмет в X и XI классах в течение 2 лет из расчета 1 учебного часа в неделю.

При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

Ценностная ориентация, избирательное отношение выпускника к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении:

ассертивность — способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны.

культура предпринимательской деятельности,

стремление к совершенствованию профессиональной компетенции,

инновационная потребность,

владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии, понимания своего «Я»,

адекватная самооценка,

ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование,

смелость быть самим собой,

собственная твердая позиция, не навязываемая другим,

спокойное отношение к достижениям других,

ответственность,

трудолюбие,

ориентация на духовное, социальное, экологические проблемы,

гармония с самим собой и окружающим миром,

гуманность,

терпимость,

честность,

высокая культура радости и счастья.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Метапредметные результаты

 умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

Предметные результаты

осознание роли технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Содержание программы.

Основные проблемы экономики.

Потребности. Выбор и принцип рационального поведения в условиях ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость. Производство. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательство). Кривая производственных возможностей. Производительность факторов производства. Закон убывающей предельной производительности. Способы увеличения производительности. Специализация, ее преимущества и недостатки. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей. Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Методы организации использования ресурсов в различных экономических системах.

Методы обучения: эвристическая беседа «Какие ресурсы и для чего нужны моему городу?», «Как можно решить проблему ограниченности ресурсов в городе?», экскурсия на предприятие города, эссе «Как я рационально использую экономические ресурсы?», дискуссия «Как можно повысить производительность труда?», лекция, тестирование, решение задач на определение альтернативной стоимости, расчет производительности труда, построение графика кривой производственных возможностей.

Предпринимательство.

Собственность. Виды собственности (личная, частная, общественная, государственная) Частная собственность как основа свободного предпринимательства. Предпринимательство. Сущность предпринимательской деятельности. История развития предпринимательства. Возникновение предпринимательства в России. Организационно-правовые формы предприятий. Достоинства и недостатки различных форм предприятий. Сферы осуществления предпринимательской деятельности. Достоинства и недостатки малого бизнеса. Льготы для малого бизнеса, предоставляемые по российскому законодательству.

Методы обучения: доклад «Развитие предпринимательства в России», дискуссия «Анализ форм организации бизнеса», лекция, тестирование, самостоятельное исследование по выявлению направлений экономической активности в городе, эвристическая беседа «Нужно ли развивать малое семейное предпринимательство?».

Ценообразование.

Полезность. Закон убывающей предельной полезности. Задача потребительского выбора: максимизация полезности при заданном бюджетном ограничении. Спрос. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Товары-заменители. Дополняющие товары. Предложение. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Эластичность, коэффициент эластичности. Точечная, дуговая эластичность. Эластичность спроса по цене, по доходу. Товары первой необходимости. Предметы роскоши. Эластичность предложения по цене. Сущность рыночного равновесия. Дефицит и избыток на рынке товаров и услуг.

Методы обучения: дискуссия «Как различия в ценности для людей жизненных благ влияет на структуру расходов?», лекция, тестирование; решение задач на определение величины спроса и предложения, параметров рыночного равновесия, эластичности спроса и предложения, влияние неценовых факторов на спрос и предложение; эвристическая беседа «Почему на рынке возникает ситуация дефицита и избытка товаров?».

Конкуренция.

Конкуренция как основа успешного экономического развития. Виды конкуренции (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). Факторы, влияющие на степень конкуренции (однородность товара, количество продавцов, возможность проникновения на рынок, доступность информации). Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции. Законодательная защита потребителя, учитывающая возможные злоупотребления со стороны неограниченной конкуренции. Ответственность предпринимателя за возможные негативные последствия его хозяйственной деятельности для окружающей среды.

Методы обучения: эвристическая беседа «Как конкуренция влияет на деятельность фирмы?», лекция, тестирование, дискуссия «Качество продукции это необходимое условие успешного предпринимательства?», самостоятельное исследование «Какие предприятия наносят наибольший вред окружающей среде?», эссе «Как я могу помочь городу решить экологическую проблему?»

Маркетинговая деятельность на предприятии.

Возникновение и эволюция теории и практики маркетинга. Развитие отечественного маркетинга. Сегментирование рынка. Маркетинговое исследование. Товарная политика: классификация товаров, жизненный цикл товара, стратегии разработки новых товаров. Экономический смысл рекламной деятельности. Типы рекламы и критерии выбора наиболее эффективного для предпринимателя типа рекламы. Рекламная деятельность в России. Государственное регулирование рекламы.

Методы обучения: доклад «Развитие маркетинга в России», эвристическая беседа «Какой товар можно считать конкурентоспособным?», лекция, тестирование, решение задач на определение рекламной стратегии при анализе рекламы из прессы, самостоятельное исследование рекламной деятельности в городе, презентация «Витрина магазина», организационно-деятельностная игра «Маркетинговое исследование».

Затраты и результаты предпринимательской деятельности.

Производственный процесс. Основной и оборотный капитал. Бухгалтерские и экономические затраты. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Физический и моральный износ. Амортизация. Арендная плата. Заработная плата. Постоянные, переменные затраты. Общие, средние, предельные затраты. Производство в долгосрочном периоде. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Общая, средняя, предельная выручка. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Максимизация прибыли.

Методы обучения: лекция, тестирование; решение задач на определение издержек и объемов производства фирмы, выручки и прибыли, себестоимости продукции.

Налогообложение.

Налоги как основная статья государственного бюджета. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Способы налогообложения предпринимательских доходов. Налоговые льготы. Теневая экономика, причины ее возникновения. Ответственность предпринимателя в случае уклонения от уплаты налогов государству.

Методы обучения: эвристическая беседа «Для чего необходимы налоги и кто их платит», лекция, тестирование, финансово-экономические расчеты.

Управление предприятием.

Менеджмент. Цели, задачи, стратегии управления предприятием. Основные функции методы, управления персоналом. Правила приема на работу. Собеседование. Методы стимулирования работников. Этика деловых отношений. Конфликты в деловом общении. Межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Методы обучения: дискуссия «Какие качества вы бы хотели видеть в своем сотруднике?», лекция, психологическое тестирование, организационно-деятельностная игра «Прием на работу», эссе «Как я умею выходить из конфликтной ситуации».

Бухгалтерский учет в предпринимательской деятельности.

Понятие о бухгалтерском учете и его роль в управлении фирмой. Функции бухгалтера в фирме. Учетная политика. Книга учета доходов и расходов.

Методы обучения: лекция, финансово-экономические расчеты.

Основы бизнес — планирования.

Бизнес-план, его роль в реализации предпринимательской идеи, в привлечении финансовых ресурсов для развития фирмы. Структура бизнес-плана. Основные требования к оформлению. Методы оценки бизнес — проекта с позиции его жизнеспособности, эффективности, рискованности, ликвидности, методика анализа и оценки предпринимательских идей.

Методы обучения: лекция, бизнес-проектирование «Моделирование своего предприятия в городе».

Учебно-методический комплект

Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10-11 классов: В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 2010.

Дополнительная литература:

Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. – М.: Вита-пресс, 2006.

Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. – М.: Флинта, 2000.

Равичев С.А., Григорьев С.В., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике с решениями. – М.: Вита-пресс, 2006.

Равичев С.А., Григорьев С.В., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы). – М.: Вита-пресс, 2006.

Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: М.: Вита-Пресс, 2000.

Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

знать содержание терминов и понятий: экономика, рынок, спрос, предложение, равновесная цена, предпринимательство, организационно-правовая форма предприятия, фирма, себестоимость продукции, амортизация, издержки, производительность труда, налог, прибыль, рентабельность;

знать общие правила ведения домашнего хозяйствования, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части, элементы маркетинга и менеджмента;

знать приемы проявления этики деловых отношений на различных этапах предпринимательской деятельности, факторы, влияющие на выбор сферы, вида, цели, масштаба предпринимательской деятельности;

знать о вредных воздействиях предпринимательской деятельности на окружающую среду и методах уменьшения этих воздействий

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры свободных и ограниченных благ, различных рыночных ситуаций (монополия, олигополия, совершенная конкуренция), типов предприятий, форм, видов предпринимательской деятельности;

сравнивать различные экономические системы в зависимости от степени вмешательства в решение основных экономических вопросов, анализировать преимущества и недостатки малого предпринимательства;

применять понятие эластичности спроса, предложения, знание закона спроса и предложения к реальным рыночным ситуациям, в процессе разработки бизнес-плана,

выполнять необходимые финансово-экономические расчеты в масштабах делового замысла;

учитывать экологические проблемы при решении предпринимательских задач.

оценивать свои возможности в различных видах деятельности, проектировать, анализировать, прогнозировать развитие своей деятельности, результаты тех или иных действий и всей деятельности, уметь вести диалог с собой,

общаться, контактировать с людьми, обеспечивать здоровый морально-психологический климат в коллективе.