программа кружка Театр

Введение

            Театр – форма общественного сознания – неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок театра, развитие в нем тех или иных форм, тенденций, идей, само место в жизни общества и характер связей с современностью обусловлены особенностями социальной культуры общества, его духовными запросами. Жизнь отражается в театре посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями. В основе спектакля – борьба характеров, общественные и психологические конфликты, влияющие на судьбы людей. Эмоционально-духовное единение сцены и зрителей, наличие общих интересов между творцами действа и публикой обязательны для того, чтобы спектакль состоялся.Театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоническая личность.Программа занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.

Выводы:

Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствует развитию и формированию их личности.

Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.

В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом, они приучают школьников к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.

Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.

Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.

 

Пояснительная запискаПреподавание основ театрального искусства необходимо, так как это обусловлено следующими причинами:

Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей. В этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.

Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

 Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству, но, в первую очередь,  воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал: «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» — не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданско-патриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.

Цели и задачи: Программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Основная цель:

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

Основными задачами курса являются:

развитие эстетических способностей;

развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

овладение навыками общения и коллективного творчества;

Программные задачи: ·        развивать интерес к сценическому искусству; ·        развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; ·        снимать зажатость и скованность; ·        активизировать познавательный интерес; ·        развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; ·        воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; ·        развивать способность  искренне верить в любую  воображаемую ситуацию, превращать и превращаться; ·        развивать чувство ритма и координацию движения; ·        развивать речевое дыхание и артикуляцию; ·        развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; ·        пополнять словарный запас; ·        учить строить диалог, самостоятельно выбирая  партнера; ·        научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; ·        знакомить детей с театральной терминологией; ·        знакомить детей с видами театрального искусства; ·        знакомить с устройством зрительного зала и сцены; ·        воспитывать культуру поведения в театре.

Краткие сведения о коллективе:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, на 68 часов в год: 30 часов – на теоретический материал из истории театра, упражнения и 38 часов – на репетиции спектаклей, разыгрывании этюдов и импровизаций.

Основные направления содержания деятельности:

Программа занятий основана на комплексном подходе к построению занятий.  Занятия театром предполагают контакт с дисциплинами, развивающими мышление и речь (чтение, естествознание, древнегреческая и римская классическая мифология), художественный вкус (рисование, художественный труд), чувства (музыка, пение); уроками, способствующими физическому совершенствованию (гимнастика, хореография).

Условия реализации программы:При подготовке и проведении занятий используются:

Электронная универсальная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей» 2007.

Электронное средство учебного назначения «История искусства» 2003

Классическая музыка «Музыкальная коллекция»

Легенды и мифы Древней Греции

МХК Художественная культура. Электронное пособие

Соната не только музыка. Электронное пособие

Школьный театр в начальной школе

Авторские презентации, отрывки из фильмов, мультфильмы

Формы проведения занятий:В зависимости от содержания, цели и задач урока и возможностей учащихся используются следующие типы уроков: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-игра, урок-работа над спектаклем, который делится на урок – обсуждение сценария, урок – пробу на роль, урок-репетицию. Чаще всего используется комбинированный урок, на котором дети получают новые знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения.

Структура урока:1.  Организационный – 2 – 3 мин.2. Повторение предыдущего материала – 5 – 7 мин.3. Изложение нового материала – 10 – 15 мин.4. Упражнения – 5-10 мин.5. Этюд для выработки умения действовать в предлагаемых обстоятельствах – 8 -10 мин. Продолжительность занятия 45 минут, но в связи с тем, что в этом возрасте сложно сконцентрироваться в продолжение такого времени, то предусмотрены различные физ.минутки, смена видов деятельности, отдых. Занятия предполагают не только групповые, но и индивидуальные задания, возможно индивидуальное разучивание роли, работа над характером героя, изготовление декораций и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей  детей. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Ожидаемые результаты.К концу  года занятий ребёнок знает: 1.      Что такое театр 2.      Чем отличается театр от других видов искусств 3.      С чего зародился театр 4.      Какие виды театров существуют 5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли) Имеет понятия: 1.      Об элементарных технических средствах сцены 2.      Об оформлении сцены 3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет: 1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу 2.      Образно мыслить 3.      Концентрировать внимание 4.      Ощущать себя в сценическом пространстве Приобретает навыки: 1.      Общения с партнером (одноклассниками) 2.      Элементарного актёрского мастерства 3.      Образного восприятия окружающего мира 4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители 5.      Коллективного творчества А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

История театра

14

7

7

2.

Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности.

14

7

7

3.

Фантазия — источник творческой духовности человека.

12

4

8

4.

Музыка и театр

14

7

7

5.

Живопись и театр

14

5

9

 

Всего:

68

30

38

Содержание программы:

История театра (14 ч)

Жизнь первобытных людей – собирательство и охота

Культ предков, его значение в нравственном развитии человека

Переход первобытного человека от кочевого к оседлому образу жизни

Охотничье маскирование. Маски как средство борьбы за выживание первобытного человека.

Творческие эпохи

Классическая римская мифология

Легенды и мифы Древней Греции

2. Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности. ( 14 ч)

Урок-игра «Лес»

Игра — драматизация «Свинопас»

Урок-игра «Зоопарк»

Игра-драматизация «Теремок»

Урок-игра «Африканская саванна»

Игра-драматизация «Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок-драматизация «Репка»

3.Фантазия — источник творческой духовности человека. ( 12 ч)

Работа с этюдами. Этюды на повадки животных.

Работа с этюдами. Образное представление неодушевлённых предметов

Этюды на память физических действий.

Работа с этюдами. Групповые этюды.

4.Музыка и театр. ( 14 ч)

Вольфганг Амадей Моцарт

Людвиг Ван Бетховен

Иоганн Себастьян Бах

Опера

Оперетта

Балет

Симфоническая музыка

Живопись и театр. ( 14 ч)

Декорации

Костюмы

Русские художники

Зарубежные художники

Николай Рерих

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.

Жизнь первобытных людей-собирательство и охота.

Ролевая игра

Рассказ, демонстрация, практич.деят-ть

Наглядные пособия, электрон.пособие «Бол.энцикл.Кирилла и Мефодия»

Проектор

Конкурс рисунков

2.

Культ предков, его значение в нравственном развитии человека.

Беседа

Рассказ, демонстрация, практич.деят-ть

Наглядные пособия, Эл.пособ. «Бол.энц.Кирилла и Мефодия»

Проектор

Познават. Игра

3.

Переход первобытного человека от кочевого к оседлому образу жизни.

Познават. игра

Рассказ, беседа, демонстрация, практ.деят-ть

Нагл.пособия, отрывок из научного фильма

Проектор

Викторина

4.

Охотничье маскирование. Маски как средство борьбы за выживание первобытного человека.

Рассказ, беседа

демонстрация

Наглядные пособия

Проектор

Презентация «Жизнь первобытных людей»

5.

Творческие эпохи.

Рассказ, познават.игра

Практическая деятельность

Наглядные пособия

—-

Конкурс рисунков

6.

Классическая римская мифология.

Рассказ, беседа

Демонстрация

Эл.пособие «Бол.энциклоп.Кирилла и Мефодия»

Проектор

Конкурс знатоков

7.

Легенды и мифы Древней Греции.

Рассказ

Практическая деят-ность

Наглядные пособия, книга «Легенды и мифы Древней Греции»

Викторина

8.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст