программа кружка СОВА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №34»

Утверждаю

директор гимназии

_________________ Л. П. Токмакова

10.09.2009г.

Согласовано

зам. директора по ВР

________________М.Н. Солодовникова

10.09.2009г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«СОВА»

Рассмотрено и одобрено

на заседании НМС

протокол №1 от 10.09.2009г.

Согласовано

_____________ С. Ю. Прохорова

кафедра УИПК ПРО

протокол № от

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа предназначена для учащихся 8-10 лет, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Задача каждого педагога в работе с младшими школьниками — помогать детям проявлять и развивать их личностную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого целесообразно применять методы исследовательского обучения в учебном процессе, которые в последнее время находят все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе должен предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в младшем школьном возрасте. Именно в эти годы развивается воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать. Анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Но недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно, если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить всевозможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжить исследование. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным ее этапом является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний и способов деятельности. Реализация программы кружка «СОВА» (спросите, ответим все абсолютно) способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:

-развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

-развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

-развитие критического мышления;

-воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

-развитие познавательных потребностей и способностей детей.

Цель программы: формирование исследовательских умений у младших школьников.

Задачи программы:

-развитие интереса к процессу получения знаний;

-ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

-знакомство с природой научного знания, методами исследований;

-формирование умения осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-расширение кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации, рефлексии;

-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности;

-формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

- развитие познавательных потребностей и способностей детей;

-обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

-проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций;

-тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом;

-актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования;

-цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь;

-объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей. Отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации;

-предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет изучается в рамках какого-нибудь объекта.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, принтер, микроскоп; папки с файлами, памятки по оформлению исследовательской работы, картинки- наглядные опоры с изображением методов исследования, задания для проведения «мозгового штурма», логические задачи, образцы презентаций, каталог детских исследовательских работ.

Умения, которые формирует программа:

-исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

-оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

-информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений не достает;

-презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;

-менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности при выполнении коллективного дела;

-социального воздействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

-рефлексивные: отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Принципы отбора содержания:

-личностно-ориентированный подход: обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности, признание самостоятельности и уникальности каждого ученика;

-природосообразности: учитывает возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности;

-культуросообразности: приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентации на общечеловеческие культурные ценности;

-свобода выбора решений и самостоятельность в их решении;

-систематичность, последовательность, наглядность обучения.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи программы реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

Содержание курса составляют следующие разделы:

-введение;

- способы мыслительной деятельности;

- этапы работы в рамках исследования;

-самостоятельные исследования;

- защита результатов самостоятельных исследований.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

-типовые занятия (объяснения и практические работы);

-уроки-тренинги;

-групповые исследования;

-игры-исследования;

-творческие проекты.

Учебно-тематический план программы.

№ п/п

Изучаемый раздел.

Количество часов теоретических занятий.

Количество часов практических занятий

1.

Введение.

1

-

2.

Способы мыслительной деятельности.

-

15

3.

Этапы работы в рамках исследования.

9

2

4.

Самостоятельные исследования.

-

5

5.

Защита результатов самостоятельных исследований.

-

2

ИТОГО:

10

24

34

Содержание программы.

1. Введение. (1 час)

Цель: познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курс.

Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

2. Способы мыслительной деятельности. (15 часов)

Цель: формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна, а сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Что случилось?», «Если бы…», «Сделай лучше, чем я».

Умения задавать вопросы: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса», «Угадай, кто я».

Умение давать определение понятиям :2 часа.

Тренинговые упражнения: «Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Третий лишний», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибку», «Чем отличаются и чем похожи предметы?».

Умение вести наблюдение: 1 час.

Тренинговые упражнения: «Кто пропал?», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Рассматривание».

Эксперимент: 2 часа.

Тренинговые упражнения: мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения: 2 часа.

Тренинговые упражнения: «Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

3. Этапы работы в рамках исследовательского поиска. (11 часов)

Цель: овладение техникой исследовательского поиска.

Выбор темы исследования: 2 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цель исследования: 1 час.

Определение цели исследования.

Задачи исследования: 1 час.

Отличие цели от задач. Постановка задач.

Гипотеза исследования: 1 час.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация и методика исследования: 2 часа.

План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к представлению результата:1 час.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования: 1 час.

Психологический аспект готовности к выступлению Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Игра-исследование: 2 часа.

4. Самостоятельные исследования.(5 часов)

Цель: применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

5.Защита результатов самостоятельных исследований.(2 часа)

Цель: учиться излагать информацию, доказывать свою точку зрения.

К концу года ученик должен:

-владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;

-уметь определяться с выбором темы;

-уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

-уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;

-уметь оформлять и представлять результат своей работы.

Согласно данным критериям можно выделить следующие уровни овладения исследовательскими умениями:

-низкий уровень: затрудняется в самостоятельном выборе темы для проведения исследований и поиске информации, не выдвигает собственные идеи, не приводит доказательства, легко соглашается с мнениями одноклассников, не может самостоятельно организовать и спланировать свою учебно-исследовательскую деятельность, не владеет рефлексией, испытывает эмоциональное напряжение при публичной защите проекта.

-средний уровень: тему выбирает самостоятельно, но интерес неустойчив,

источники информации знает, но самостоятельно искать в них информацию затрудняется, выдвигает малоинтересные идеи, редко приводит доказательства, иногда не соглашается с мнениями окружающих, слабо планирует и организует свою учебно-исследовательскую деятельность, низкий уровень владения рефлексией, испытывает небольшое первичное волнение при публичном выступлении, теряется при ответах на незапланированные вопросы.

-высокий уровень: быстро и самостоятельно выбирает объект для исследования, выдвигает собственные оригинальные идеи, с удовольствием вступает в полемику с одноклассниками, речь убедительна и аргументирована, самостоятельно планирует и организует свою учебно-исследовательскую деятельность, адекватно оценивает результаты своей поисковой деятельности, демонстрирует артистические возможности при выступлении перед публикой, умело приводит доказательства, производит обобщения, формулирует выводы, отвечает на незапланированные вопросы.

Литература для учителя.

1. Бахир В.К. Эксперимент в начальных классах.// Начальная школа.-1997.-№5.

2.Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя.-Екатеринбург: Дом учителя, 2000.

3. Винокурова Н. А. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

4. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления.-Ярославль:Академия развития, 1998.

5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.-Волгоград:Учитель, 2009.

6. Прохорова С. Ю. Организация экологических исследований в начальной школе.-Ульяновск:УИПКПРО, 2008.

7.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-М.: Ось-89, 2006.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.-М.: Ось-89, 2006.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?-М.:Генезис, 1998.

Литература для учащихся.

1. Асанов Л.В. Лучшие задачи на сообразительность.-М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст