программа индивидуального развития ребёнка_36019

Введение

Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Наше образовательное учреждение МОУ «СОШ № 39″ , работая над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении как средство развития профессионального уровня учителя и самореализации ученика», ставит перед собой задачу — формировать в каждом ребенке личность. В программе развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары на 2006-2010 годы записано: «Школа видит свою миссию в создании условий для социализации ученика в изменяющих условиях современного общества. Это, в свою очередь, должно обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самой школе, и его подготовку к будущему труду, продолжению образования, к созданию семьи и дальнейшей жизнедеятельности».

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Мною составлена и утверждена Методическим Советом школы программа воспитания и развития класса, которая отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Она предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.

Каждый ребенок единственный и неповторимый в своей индивидуальности, проходит свой особый путь развития. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению возникающих проблем. Для этого на основе программы выстроена подпрограмма — программа индивидуального развития ребёнка «Звёздочка», которая направлена на самораскрытие ребёнка как личности. Ее разделы охватывают практически все сферы человеческой жизни. Каждое направление программы позволяет решить воспитательные задачи и достичь желаемого результата.

Настоящая программа достаточно информативна и создает широкое поле исследовательской деятельности. Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Результаты программы индивидуального развития ребёнка должны анализироваться компетентными людьми и служить не во вред учащимся и родителям, а во благо. По промежуточным этапам реализации программы проводится систематическая работа с учащимся. Программа предполагает корректировку в зависимости от получаемых результатов.

… Крохотная звёздочка! Яркие лучи! Безмерной радости и светлой доброты..

Детское стихотворение

Пояснительная записка

Самоотношение, самооценка — неотъемлемая часть нашей жизни начиная с раннего детства. Она может меняться или оставаться устойчивой, в ней могут появляться или исчезать конфликты, но какая-то она есть у человека всегда. Человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и, как следствие, — верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки, планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость — поэтому готов придумывать: как решить задачу, где прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их — много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство — если они сложные, и скуку — если простые или глупые. Но даже самые трудные не вызовут у него страх или тревогу. Исследования показали, что в классе лучше учатся дети, имеющие средние способности, но обладающие высокой самооценкой, чем дети с большими способностями, но неуверенные в себе.

Исследуемая мною ученица при поступлении в школу показала обширный кругозор, хорошую память, большой словарный запас, наличие логического мышления. Но в процессе школьной жизни она не показала ожидаемого: часто бывала застенчива, говорила очень тихо, малоактивна, из-за боязни показаться смешной не проявляла себя на уроках и во внеклассных мероприятиях. Наблюдения и исследования школьного психолога показали, что у нее несколько снижена самооценка и наблюдается тревожность. Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности. Отсюда и рост тревожности.

Такие дети в школе не редкость, поэтому я решила наметить пути развития личности данного ребенка, составив программу индивидуального развития «Звёздочка». Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценит себя в целом позитивно. Следствие — активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе программы — нравственная аксиома: «У меня все получится, мои ошибки — не препятствие. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне».

Паспорт программы

Наименование программы

Программа индивидуального развития ученицы 2 Л класса

Автор

Завадская Клавдия Николаевна , классный руководитель 2Л класса МОУ «СОШ №39 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики

Основание для разработки программы

Проблема: сниженная самооценка учащегося, малая социальная активность

Цель программы

Создать условия для раскрытия и развития индивидуальных способностей, творческого потенциала ребёнка для формирования адекватной самооценки

Задачи программы

Составить индивидуально — характерологический портрет учащегося на основе диагностического наблюдения, наметить пути развития.

Создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка на основе сотрудничества школы и семьи.

Стимулировать самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование личностных качеств, творческих способностей.

Использовать активные формы внеклассной и внешкольной работы, занятий, стимулирующих детские рефлексивные умения, адекватность самовосприятия.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года: 2011-2014 г.г.

Основные мероприятия

Проведение классных и школьных мероприятий с участием данного ученика Обеспечение участия данного ученика в мероприятиях различных уровней.

Привлечение к научно- исследовательской работе, олимпиадам, творческим конкурсам, интеллектуальным играм, спортивным мероприятиям

Привлечение к организации общественных дел в классе.

Психологическое сопровождение класса и ученика.

Вовлечение в сферу дополнительного образования

Исполнители мероприятий

Классный руководитель, администрация школы, учителя- предметники, психологи, медицинский персонал, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и родители.

 

Степень реализации программы

Программа находится в процессе реализации

Ожидаемые результаты

Ученица имеет адекватную самооценку.

Ученица имеет представление об особенностях собственных психических процессов и учится управлять ими.

Ученица увлекается каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности и стремится проявить себя.

Ученица владеет навыками самостоятельной организации деятельности и первичными навыками рефлексии.

Родители заинтересованы и активно участвуют в развитии познавательных способностей своего ребенка.

Принципы реализации программы

Личностно-ориентированный принцип:

адаптированности (ученица должна комфортно себя чувствовать в школе, найти свое место в классном коллективе);

развития (ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели);

успешности (создание атмосферы раскованности, атмосферы успешности ( по Л.В.Выгодскому).

Принцип дифференцированности — учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

Принцип диалогизации — позиции взрослого и ребенка считаются равноправными.

Принцип последовательности и систематичности (по В. А. Петровскому)..

Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.

Принцип комплексности (психолог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)

Принцип многоаспектности — сочетание различных направлений ( социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы.

Принцип оперативности и гибкости (воспитательный процесс динамичен, имеет возможность отклониться от намеченного плана в силу объективных причин ).

Нормативно-правовая база программы:

основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;

Закон Чувашской Республики «Об образовании»

Программа развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары на 2008-2010 года;

Устав МОУ «СОШ № 39″ от 30.11.2009

Условия реализации программы:

Создание мотивационного поля и благоприятных условий существования в классном коллективе;

Личностно – ориентированный подход;

Согласованность действий всех участников программы .

Методы и формы реализации программы:

1.Общая диагностика 

Мониторинг

Анкетирование ребенка и родителей

Опрос

Беседа

Анализ документов

Наблюдение

Психологическая диагностика 

Социометрия

Самооценка

Изучение внимания.

Изучение памяти.

Изучение словесно – логического мышления.

Эмоционально – личностная сфера.

Межличностные отношения в семье.

Методы и формы педагогического воздействия

Убеждение

Пример

Разъяснение

Пожелание

Создание ситуаций

Совместное изучение результатов деятельности

Внушение

Тренинг

Беседа

Просьба

Совет

Одобрение

Наблюдение

Ведение учета, записей, дневника

Соревнование

Поощрение

Создание ситуаций успеха

Сотрудничество с родителями 

Беседы

Анкетирование

Консультации

День открытых дверей

Родительские собрания

Классные и школьные мероприятия

Родительское патрулирование

Модель реализации программы

Этапы реализации программы

Реализация программы предполагает 3 этапа.

1 этап — информационно – аналитический

Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы.

2 этап — организационно-деятельностный

Задача – составление и реализация индивидуального плана развития. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. 

3 этап: результативно-диагностический.

Задача данного этапа — углубленное психолого-педагогическое изучение развития  ребёнка, выявление  уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период.  Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется  карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.

Основное содержание программы «Звёздочка»

В программе 4 тематических модуля, которые определяют основные направления воспитательного сотрудничества учителя, ученика и родителей и способствуют достижению поставленной цели.

Модуль «Мой мир знаний»

Направление деятельности

Интеллектуальное развитие

ЗАДАЧИ

Выявление индивидуальных способностей

Осуществление перехода на более качественный уровень получения и усвоения знаний.

Формирование внутренней потребности к получению полноценного образования и постоянному пополнению знаний.

Развитие опыта самопознания, самораскрытия , самовоспитания

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Диагностика учебной мотивации

Диагностика психических процессов: памяти , мышления.

Система классных часов «Учись учиться».

Привлечение к занятиям в предметных кружках.

Активное пользование средствами добывания знаний(библиотека, Интернет, ЦОР)

Организация познавательных экскурсий.

Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.

Участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах

Исследовательская деятельность, научно- практические конференции.

Профориентация, диагностика профориентации.

Диагностика уровня обученности

Модуль «Я -человек»

Направление деятельности

Нравственно- эстетическое

ЗАДАЧИ



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст