программа ФЕНОЛОГИЯ ПТИЦ

«Утверждена»__________

Директор МКОУ Седельницкая ООШ

Терентьева Н.Ю.

Департамент образования администрации Ивановской области

Комитет по образованию администрации МО Комсомольского района

МОУ «Седельницкая основная общеобразовательная школа »

Рабочая программа

(элективный курс)

по предмету фенология птиц в 7 классе

Учитель: Смирнова О.С.

2010 – 2011 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В примерной программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основах фенологии, классификации птиц, экологических групп птиц, роли птиц в экосистемах, методах изучения миграции птиц, методах учёта птиц.

овладение умениями проводить наблюдения за птицами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе практической и исследовательской деятельности, в ходе работы с различными источниками информации.

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, правил поведения в природе.

Место предмета в учебном плане

Данная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса «Биологии. Животные» выделено 68 часов, БУП 2004 – 34 часа. Данная программа позволяет в рамках элективного, факультативного курса расширить знания учащихся по разделу «Класс Птицы», освоить практические и исследовательские навыки по мониторингу птиц изучаемой местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Фенология птиц» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

ФЕНОЛОГИЯ КАК НАУКА (4 час)

Объект изучения фенологии – живая природа. Орнитологические исследования. Фенология птиц. История и география исследований.

Демонстрации

Электронные презентации.

Видеофрагменты, фотографии птиц.

Лабораторные и практические работы

Оформление дневника наблюдения за численным и видовым составом птиц.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПТИЦ (10 часов)

Методы изучения миграции птиц. Международные и всероссийские проекты по изучению миграции птиц. Методы учёта птиц. Голоса птиц.

Демонстрация

Методы учёта птиц (электронные презентации).

Схемы пролётов и пути миграции птиц (по материалам сайтов Союза охраны птиц России, Биостат и т.д.)

Голоса птиц (песни, позывки).

Лабораторные и практические работы (проводятся на местности)

Оборудование для наблюдения за птицами.

Определение птиц по внешнему виду, силуэту.

Работа с электронными определителями птиц.

Определение птиц по голосу.

Метод маршрутного учёта (линейных трансектов).

Метод точечного учёта. Метод площадочного учёта).

Картирование исследуемой территории.

Составление сводной таблицы по датам весенней миграции птиц.

Учёт птиц в рамках Всемирного Дня наблюдения птиц (октябрь).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (5 часов)

Птицы открытого пространства, лесные птицы, околоводные птицы.

Птицы перелётные, кочующие, осёдлые. Частичная миграция осёдлых птиц.

Демонстрация

Фильмы, видеофрагменты.

Практические работы (на местности)

Учёты зимующих птиц. Выявления мест ночёвок, кормежек. Определение численного и видового состава зимующих птиц.

Составление карт-схемы «Места зимовки птиц с численным и видовым составом»

КРАСНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ ОБЛАСТИ. ПТИЦЫ (5 часов)

Охраняемые птицы нашей области. Видовой состав. Местообитания. Статус охраны. Лимитирующий фактор.

Демонстрация

Красная книга природы (электронная версия).

Видеофрагменты об охраняемых птицах.

Практические работы

Создание компьютерной презентации «Красная книга природы нашей местности. Птицы»

Учёт птиц на местности.

ВЕСЕННИЕ МИГРАЦИИ ПТИЦ (5 часов)

Весенние миграционные волны. Сроки прилёта птиц.

Демонстрации

Голоса птиц (весенние позывки).

Внешний вид птиц (весенняя окраска, половой деморфизм).

Практические работы (на местности 1 раз в неделю).

Видовой и численный учёт птиц.

Составление сводной таблицы «Сроки прилёта птиц».

Изучение сроков прилёта ласточки деревенской, аиста белого, кукушки обыкновенной, стрижа в рамках Международного интернет-проекта «Весна идёт!». Размещение информации на сайте проекта.

Резервное время (5 часов)

Оформление исследовательской работы «Фенология птиц нашей местности».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать /понимать

основные методы учёта птиц;

сущность биологических процессов: миграции птиц, размножение, выводковое и стайное поведение;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять причины миграции птиц, уменьшения численности птиц, сезонные изменения видового и численного состава птиц;

составлять карт-схемы видового и численного состава птиц изучаемой местности, таблицы и графики прилёта-отлёта птиц;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: видовой и численный состав птиц, сезонные изменения и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать причины изменения графиков сезонных миграций птиц, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Результаты реализации курса в 2009-10 учебном году

Участие во Всемирных Днях наблюдения птиц.

Участие в Евроазиатских Рождественских учётах птиц.

Международный интернет-проект «Весна идёт!» — 12 учащихся получили благодарность Союза охраны птиц России, благодарность школе.

Участие в дистанционной эколого-биологической викторине «Птицы.III тур» — сертификат участника.

Областная научно-практическая конференция «Молодёжь изучает окружающий мир» — диплом за III место («Фенология птиц нашей местности»).

Областной конкурс на лучшие страницы сайта Интернет-энциклопедии Ивановской области (Красная книга природы. Птицы) – 4 диплома.

Всероссийская открытая конференция обучающихся «Первые шаги в науке» — диплом I степени, серебряный знак отличия («Фенология птиц нашей местности»).

Работа на сайтах по размещению результатов наблюдений: HYPERLINK «http://www.rbcu.ru»www.rbcu.ru, HYPERLINK «http://www.biostat.ru»www.biostat.ru, HYPERLINK «http://www.springalive»www.springalive и другие.

Размещение информации на сайте МОУ Седельницкой СОШ (страницы «Экологический отряд «ХРАНИТЕЛИ»», «Весна идёт!»).

Оборудование, использованное для реализации программы: бинокли, рации, фотоаппарат, диктофон, компьютер, интернет-ресурсы.

Источники информации для педагогов и обучающихся

HYPERLINK «http://www.rbcu.ru»www.rbcu.ru, HYPERLINK «http://www.biostat.ru»www.biostat.ru, HYPERLINK «http://www.springalive»www.springalive, HYPERLINK «http://www.ivanovoweb.ru»www.ivanovoweb.ru

На второй год обучения идёт происходит реализация индивидуальных проектов согласно изученным ранее методикам по конкретизированным темам, выбранным учащимся для индивидуальной или групповой (2-3 человека) работы. Проводится мониторинг сезонного изменения видового и численного состава птиц.