программа элективного курса Основы здоровья

Разработала учитель биологии и химии

МБОУ « Гатчинская школа-интернат СОО»

Н.С.Зайцева

Программа элективного курса

для учащихся 5 класса

« Основы здоровья».

(34 часа, 1час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения , здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии.

Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни и воспитания потребности здоровья.

Тематика курса « Основы здоровья» для учащихся 5 класса направлена главным образом на доступное восприятие ключевых моментов, способных оказать положительное влияние на формирование мировоззрения школьников. Данный курс интегрирует в себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике, которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.

Предметом изучения элективного курса является индивидуальное здоровье человека, которое может быть определено качественно. Здоровье человека, можно прогнозировать на физиологическом, психологическом и социальном уровнях,

что является немаловажным в процессе формирования потребности здоровья учащихся , и понимания сущности здоровьесберегающего образа жизни.

Содержание курса предусматривает знакомство учащихся с профилактическими мерами заболеваний и травматизма. Для наиболее полного восприятия учебного материала учащимися курс «Основы здоровья» включает в себя ряд практических занятий, которые призваны повысить интерес школьников к дисциплине и наглядно продемонстрировать причины, на основании чего человек должен отказаться от той или иной привычки. В школе, есть уроки физической культуры, способные оказывать влияние на физическое развитие учащихся, но к сожалению, чем старше дети, тем больше уроки физкультуры носят принудительный характер. В курсе « Основы здоровья» рассматривается вопрос о нормах физической нагрузки, о причинах занятия спортом, что коренным образом меняет отношение детей к занятиям физкультурой и спортом. Таким образом, беседа с детьми на уроках способствует росту сознательности и ответственности каждого учащегося в отдельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 5 класса « Основы здоровья».

( 34 часа, 2 часа в неделю).

Введение.

Что изучает элективный курс «Основы здоровья»?

Тема 1.

Здоровье. Уровень здоровья.

Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья ( рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность).

Факторы, влияющие на здоровье человека ( наследственность , окружающая среда, медицина, образ жизни, социальные блага)

Тема 2.

Суточный режим .

Понятие « биологические ритмы». Рациональный суточный режим школьника.

Тема 3.

Организм — единое целое.

Клетка — структурная и функциональная единица живого. Понятие « ткань», «орган», «системы органов». Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 4.

Окно в мир. Зрение. Значение органа зрения. Зрительный анализатор: строение глаза. Работа органа зрения. Предупреждение развития близорукости и дальнозоркости. И глаза тебе скажут « спасибо». Упражнения для глаз.

Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор.

Предупреждение нарушений вкуса и обоняния. Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи. Видоизменения кожи ( ногти, волосы). Кожа-зеркало здоровья. Кожные заболевания и их профилактика.

Тема 5.

Пищеварение и питательные вещества. Понятие « пищеварение». Система пищеварения. Зубы и их особенности строения и значения. Микробы и кариес зубов. Меры предупреждения кариеса. Налет зубов. Практическая работа. Значение пищи. Качество продуктов. Основные составляющие рациона человека (белки, жиры, углеводы). Источники потребления и значение. Суточная потребность организма. Ожирение. Витамины.

Минимальный витаминный набор для организма. Источники витаминов. Авитаминоз. Гипервитаминоз.

Минералы и вода. Основные функции. Норма и источники потребления. Сбалансированное питание. Принцип сбалансированного питания. Термин « диета» , «лечебная диета».

Тема 6.

Кровь, кровообращение. Значение и состав крови .Группы крови и их совместимость. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Подсчет пульса до и после физической нагрузки. Практическая работа. Наследственные и ненаследственные заболевания крови и системы кровообращения.

Тема 7.

Организм человека и физическая нагрузка. Система опоры и движения, ее строение и значение. Остеохондроз и причины его развития. Сколиоз и нарушение осанки. Позвоночник и компьютер. Потребность организма в движении. Степени физической нагрузки (достаточная, эпизодическая). Методы самоконтроля. Ограничение физической нагрузки. Гиподинамия.

Тема 8.

Закаливание организма. Понятие « закаливание». Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры.

Тема 9.

Нервная система и высшая нервная деятельность. Нервные клетки. Рефлекс.

Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Истощение нервной системы. Сон и сновидения. Память — уникальное свойство головного мозга. Методы развития памяти . Практическая работа. Темперамент-определяющая единица поведения человека. Определение типа темперамента. Практическая работа.

Тема 10.

Вредные привычки. Влияние табака на организм человека. Причины курения Опасные традиции. Действие алкоголя на организм человека. Наркотические вещества и общество.

Примерное календарно-тематическое планирование для элективного курса в 5 классе

(34 часа, 1 час в неделю).

Предмет « Основы здоровья»

Класс 5

УМК Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев из-во «детство-пресс» 2002 г

№ урока с начала года

Тема урока

Деятельность учащихся

Тсо, наглядные

пособия

Параграф, стр.

1

введение

Слушают,включаются в беседу, выполняют самоанализ

1

2

Понятие «здоровье» оценка состояния здоровья.

Работа в тетради,беседа,наглядность, самоанализ

Просмотр к.ф о значении физических упражнений

3

Факторы, влияющие на организм человека

Экскурсия в музей гигиены

4

Понятие « биологические ритмы» .Рациональный суточный режим школьника.

ответы на вопросы, беседа, работа в тетради

См.тетр.

5

Органим-единое целое. Клетка-структурная и функциональная единица живого

Ответы на вопросы, работа в тетради

Таблица организм человека

2,3

6

Зрение. Значение органа зрения.

Беседа,работа в тетради

Просмотр презентации к уроку « строение глаза»

6

7

Зрительный анализатор: строение глаза

Беседа, работа в тетради, выполнение самоанализа

Таблица «строение глаза»,

6

8

Работа органов зрения. Беречь глаза.

Беседа, работа в тетради

6

9

Предупреждение развития дальнозоркости и близорукости. И глаза тебе скажут «спасибо»

Беседа, пр.р. упражнение для глаз

Стр.28

10

Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха.

Беседа, самоанализ в тетради

Таблица « строение уха»,просмотр презентации значение и строение уха.

7

11

Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор

Беседа, работа в тетради, самоанализ

Просмотр к.ф.

8

12

Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи.

Беседа,работа в тетради

Таблица « строение кожи»

20

13

Пищеварение и питательные вещества

Беседа,работа в тетради

Презентация к уроку «питатательные вещества»

4

14

Понятие «пищеварение». Система пищеварения.

Беседа, работа в тетради

Таблица « система пищеварения»

См.тетр.

15

Зубы, их строение и значение.

Беседа,работа в тетради, самоанализ,пр.р

Таблица «строение зубов»

9

16

Значение пищи. Качество продуктов.

Беседа, самоанализ

Просмотр презентаций «значение пищи»

См.тетр.

17

Минералы и вода. .Сбалансированное питание.

Беседа, работа в тетради

Просмотр к.ф «еда»

См.тетр

18

Значение и состав крови. Группы крови.

Беседа, работа в тетради

Таблица «группы крови.» «клетки крови»

См.тетр

19

Кровеносные сосуды. Пульс

Беседа, пр.р

Просмотр к.ф.кровообращение

14

20

Наследственные и ненаследственнные заболевания крови. Иммунитет

Беседа,самостоя тельная работа с книгой

24

21-24

Организм человека и физические нагрузки

Беседа, пр.р, работа с текстом

Просмотр к.ф. о значении физической нагрузки

25

Закаливание организма

Беседа, работа с дополнительной литературой

Презентация» методы закаливания организма»

См.тетр

26

Нервная система и высшая нервная деятельность

Беседа, работа с дидактическим материалом

Таблица «нервная система человека»

См.тетр

27

Нервные клетки. Рефлекс

Беседа, работа в тетради

Рис. В втетр

28

Центральная и периферическая нервная системы

Беседа, работа в тетради

Презентация» строение нервной системы»

29

Сон и сновидения

Беседа,работа с дополнительными источниками

Оп.материал

30

Память — уникальное свойство головного мозга

Беседа,пр.р.работа в тетради

Доп.мат

31

Темперамент-определяющая единица поведения человека

Беседа,пр.р,работа в тетради

32

Влияние табака на организм человека

Доп.мат

33

Опасные традиции действие алкоголя

Доп.мат

34

Обобщение изученного материла.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

-уровни организации организма;

-особенности строение и функции органов и систем органов;

-сущность здоровья и здоровьесберегающего образа жизни;

-правила гигиены;

-особенности действия факторов среды на организм человек;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст