программа элективного курса Лекарства с грядки для учащихся 9 класса

Районное муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Районный информационно-методический центр» Курганинского района Краснодарского края

Авторская программа элективного курса

«Лекарства с грядки»

для учащихся 9 класса

Класс 9____

Учитель Сердюкова Марина Анатольевна

Эксперты _____________________________________

Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.

_________________________________________

Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.

__________________________________

Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.

Курганинск – 2009г.

Авторская программа элективного курса

«Лекарства с грядки».

Пояснительная записка.

Древнерусские лекари говорили «На всякую болезнь зелье вырастает». Многие из растений человек с давних пор использует не только с учетом их пищевых свойств, но и лечебных. Но большинство садовых и огородных растений используется лишь как продукты питания. Между тем, зная лекарственные свойства культурных растений, можно избежать применения синтетических лекарственных препаратов, некоторые из которых обладают серьезными побочными эффектами. Лечение же растениями в большинстве случаев безвредно.

Данный курс поможет учащимся научиться использовать культурные растения, произрастающие на приусадебном участке с лечебной целью; познакомить с правилами сбора, заготовки и хранения лекарственных растений, их применением и дозировкой в домашних условиях.

Программа позволяет раскрыть лечебное действие некоторых растении, произрастающих в саду и огороде.

Данная программа носит исследовательский характер, так как знакомит учащихся с исследовательскими методами при работе с различными источниками информации, при проведении химического анализа.

В данной программе изучается использование в качестве лекарственного сырья садово-огородных растений, произрастающих на территории Краснодарского края.

В начале изучения каждого раздела учащимся предлагаются темы исследовательских работ, над которыми они работают во время изучения данного раздела, работы учащихся рассматриваются на заседании «круглого стола».

Структура программы отражает основное содержание курса и рассчитана на 17 часов. В ней предусмотрены самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, практические работы, экскурсии, встречи с медработниками, фармацевтами.

Цель курса:

Ознакомить учащихся с химическим составом, фармакологически- активными веществами, содержащимися в растениях; проиллюстрировать лечебный эффект овощных, плодовых и ягодных культур, выращиваемых на приусадебном участке и используемых в питании человека, закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; ознакомить с основами исследовательских методов при проведении анализа химического состава растительного сырья; формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи курса:

изучить основные компоненты лекарственных растений, их влияние на организм человека

познакомить учащихся с правилами и сроками сбора лекарственного сырья

рассмотреть лечебное действие наиболее распространенных в данной местности лекарственных растений

научить учащихся заготавливать лекарственное сырье, правильно хранить его и использовать в домашних условиях

формировать навыки учащихся работать в группах

использовать различные источники информации при подготовке к занятиям

Критерии оценки:

Деятельность учащихся оценивается в соответствии с задачами курса и в зависимости от их участия в исследовательской и практической деятельности по пятибалльной системе (без выставления отрицательных отметок).

Содержание программы курса

«Лекарства с грядки» — 34 часа

I Раздел Химический состав и фармакологически активные вещества,

содержащиеся в растениях- 4 ч.

Основные компоненты лекарственных растений; алкалоиды, гликозиды, витамины, фитонциды, органические кислоты, эфирные масла, сахара, крахмал, минеральные вещества.

II Раздел Правила сбора, заготовки, хранения, применения и дозировки

лекарственных растений- 4 ч.

Правила и сроки сбора лекарственного сырья (различных частей растений); хранение и использование лекарственных растений в виде настоев, отваров, настоек, экстрактов, соков, порошков, мазей, паст.

III Раздел Садовые деревья и кустарники- 8 ч.

Использование в лечебных целях наиболее распространенных в данной местности садовых деревьев и кустарников.

IV Раздел Овощные и ягодные растения- 12 ч.

Лечебное действие некоторых лечебных видов и сортов овощных и ягодных культур

V Раздел Сорняки- 6 ч.

Использование в качестве лекарственного сырья сорных растений данного региона; календарь сбора садовых и огородных растений.

Календарно-тематическое планирование курса

№ п.п.

Дата проведения

Тема занятия

Форма проведения

Форма контроля

Использование современных ИКТ

План.Факт.

I Раздел : Химический состав и фармакологически активные вещества, содержащиеся в растениях –4 часа

1Химический состав растений: алкалоиды, гликозиды. Лекция 2Витамины — их характеристика, биологическая роль. Лекция с элементами беседыИспользование мультимедийного проектора3Практическое занятие «Обнаружение некоторых биологически активных веществ в растительном сырье».Практическое занятиеОтчет учащихся 4Итоговое занятие по теме «Химический состав и фармакологически активные вещества, содержащиеся в растениях»КонференцияПрезентация проектов Использование интерактивной доски

II Раздел: Правила сбора, заготовки, хранения, применения и дозировки лекарственных растений- 4ч.

5Сроки и правила заготовки лекарственного сырья.Лекция с элементами беседы Конспект Использование мультимедийного проектора 6Практическое занятие «Заготовка лекарственного сырья».Практическое занятиеОтчет учащихся7Применение лекарственных растений в домашних условиях.

Лекция школьного врача КонспектИспользование интерактивной доски8Дозировка лекарственных растений в домашних условиях.Лекция школьного врачаКонспект

III Раздел: Садовые деревья и кустарники- 8 ч.

9Использование в лечебных целях плодовых деревьев: арония, яблоня, вишня и другие культуры.Групповая работа Отчет, доклад Использование мультимедийного проектора10Облепиха, рябина, сирень – лечебный эффект их использования.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование мультимедийного проектора11Калина, малина, смородина — в борьбе с гриппом и простудой.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование мультимедийного проектора12Шиповник, крыжовник – кладезь витаминов.Обучение в сотрудничестве Отчет, доклад Использование мультимедийного проектора13Практическое занятие «Приготовление и лечебные свойства яблочного сока».Практическое занятиеОтчет учащихся14Полезные свойства «птичьей ягоды» — ирга.Групповая работаОтчет, доклад

15Презентация работ по теме «Садовые деревья и кустарники»КонференцияПрезентация работИспользование интерактивной доски16Защита творческих работ по теме «Лечебные свойства фруктовых деревьев и кустарников».Пресс – конференция Презентация проектов Использование интерактивной доски

IV Раздел: Овощные и ягодные растения- 12 ч.

17Овощи на столе – здоровье в семье.Лекция Конспект Использование мультимедийного проектора 18Правильное питание – залог здоровья.Лекция школьного врачаКонспект19Лук – от семи недуг.Обучение в парах Отчет, доклад Использование интерактивной доски20Чеснок – одно из самых удивительных растений.Обучение в парахОтчет, докладИспользование интерактивной доски21Пряная зелень – на защите здоровья.Обучение в парахОтчет, доклад Использование интерактивной доски22Ягодные растения – вкусное лекарство.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование интерактивной доски23Земляника – одно из наиболее любимых ягодных растений.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование интерактивной доски24Целебные свойства натуральных соков и фиточая.Практическое занятие (приготовление травяного сбора для фиточая)Отчет Использование интерактивной доски25Лечебные свойства морковного сока.Лекция с элементами беседыКонспектИспользование интерактивной доски26Лечебная ценность тыквенного сока.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование интерактивной доски27Презентация работ по теме «Овощные и ягодные растения»КонференцияПрезентация работИспользование интерактивной доски28Защита творческих проектов по теме «Влияние полезных свойств овощей и ягод на здоровье».Конференция Презентация проектовИспользование интерактивной доски

V Раздел: Сорняки- 6 ч.

29Сорные лекарственные растения, их лечебные свойства. Лекция с элементами беседы Конспект 30Использование в лечебных целях мать-и-мачехи, подорожника, крапивы.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование интерактивной доски31Одуванчик – отличное лекарство при кожных заболеваниях.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование интерактивной доски32Использование тысячелистника в кулинарии.Обучение в сотрудничествеОтчет, докладИспользование интерактивной доски33Календарь сбора садовых и огородных растений.

Лекция фармацевта Конспект 34Итоговое занятие: заседание «круглого стола».Круглый стол Презентация творческих работ Использование интерактивной доски

Тематическое распределение часов

Раздел

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Химический состав и фармакологически активные вещества, содержащиеся в растениях

4

4

2

Правила сбора, заготовки, хранения, применения и дозировки лекарственных растений

4

4

3

Садовые деревья и кустарники

8

8

4

Овощные и ягодные растения

12

12

5

Сорняки

6

6

Итого

34

34

Список используемой литературы

В.В. Абрамович « Кладовые витаминов». М., 1982г.

Н.Н. Алеутский. «Лекарственные растения на вашем огороде».

Архангельск, 1990 г.

В.И. Буренин. «Овощные культуры». Л., 1980 г.

М.С. Ипполитов «Антимикробное и лечебное действие лука». Природа №9 1981г.

С. В. Краснокутская «Приготовление соков в домашних условиях». М.,1967г.

Мацку Я., Крейча И. «Атлас лекарственных растений» (перевод со словацкого). Братислава, 1980 г.

А.П. Попов. «Лекарственные растения в народной медицине». Кемерово, 1974 г.

А.Я. Сктеревский. «Целебные свойства пищевых растений». М., 1972 г.

Шененбергер В. « Соки растений – источники здоровья» (перевод с немецкого). М., 1975г.