программа ДОД Уроки предков

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Туруханский районный Центр детско-юношеского творчества «Аист»

Утверждена методическим советом

Муниципального образовательного

учреждения дополнительного образования детей

Туруханского районного центра

детско — юношеского творчества «Аист»

Протокол №____ от _______ 20__ года

Директор ТРЦДЮТ «Аист»

_____________Г.В. Зверева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

П Р О Г Р А М М А

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст 7 — 15 лет

Срок реализации

2 года

Уровень дополнительной

общеобразовательной

программы – основное

общее образование

Составители программы:

Коганов Юрий Николаевич

- педагог дополнительного образования II категории

Шишкарева

Людмила Ивановна- педагог дополнительного образования II категории

Краснопеева Наталья Александровна

педагог дополнительного образования II категории

. Туруханск Красноярского края

Программа разработана в 2009 году

Пояснительная записка

Направленность программы: художественно-эстетическая. По программе обучаются дети коренных малочисленных народов Севера.

Актуальность: Изучение созданного предками кетов, селькупов, эвенков специфического образа жизни, их национальных традиций и промыслов помогает сохранить национальную культуру этих народов.

Жизнь невозможно повернуть вспять, и многое из своего традиционного опыта кеты — уникальный малый народ Севера – утратили навсегда. Появилось поколение, ориентированное на всё русское. Дезаптационные процессы затронули лиц, оторвавшихся от традиционного уклада и по разным причинам не нашедших своего места в иных условиях. Традиционный культурный опыт соответствующий природной среде и выработанный поколениями , часто остаётся невостребованным. Между тем историческая память народа поддерживает его национальное самосознание, поэтому требуют особого внимания и поддержки программы, направленные на восстановление языка и народных ремесел.

Педагогические идеи

Курс предполагает изучение учащимися 7-15 лет культурного наследия предков кетского языка и национальных промыслов коренных малочисленных народов Севера.

Дети, обучаясь национальным промыслам, приобщаются к культуре и духовности своего народа. Программа построена по модульному принципу с изучением кетского языка и кетского национального промысла – резьбы по дереву. Материальную основу быта кетов издревле составляли предметы из дерева и бересты, часто украшенные резьбой.

Реквизиты программы, на основании которой сделана данная программа, — «Уроки предков». // «Учительская газета 1998, 27.11,С.10.

Цель программы:

- привитие любви к родному языку и исконно народным ремеслам, выработанным поколениями предков коренных малочисленных народов Севера.

Задачи программы:

— сохранить традиционную культуру через устное народное творчество;

— воспитать в детях доброту, чувство причастности к своим истокам;

— привить детям навыки и умения традиционных ремесел.

Характеристика контингента обучающихся

По программе обучаются дети коренных малочисленных народов Севера. Данная программа рассчитана на 2 года обучения, адресована учащимся 7-15 лет. Объем программы первого модуля ежегодно 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), объем второго модуля 1 год 72 часа (1 раз неделю 2 часа), 2 год 144 часа (2 раза в неделю 2 часа)

Особенности содержания

Программа построена по модульному принципу. 1 модуль- «Малые народы Севера Туруханского края» (7-10 лет); 2 модуль- «Кетская национальная резьба по дереву» (11-15 лет). Во второй модуль принимаются: 1. Окончившие первый модуль. 2. Школьники желающие овладеть навыками национального промысла. В основу программы «Уроки предков» положен концентрический принцип. Основные разделы программы: «Жилище», «Традиции и обычаи», «Устное народное творчество», «Кочевье», «Нравственные устои» являются сквозными и изучаются на протяжении 2 лет обучения. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся и обеспечивает доступность понимания материала и постепенное увеличение объема и его усложнение.

Программа включает в себя практическую деятельность: приобретение навыков изучения родного языка и освоения одного из видов национальных ремесел.

Место реализации программы

Данная программа реализуется на базе школ района на основании договоров со школами. Работают коллективы «Язык моей матери», «Кетская резьба по дереву» (Келлогская средняя школа), «Родничок» (Зотинская средняя школа).

Формы и методы работы

Основная форма обучения — занятие. Программой предусматривается использование различных видов деятельности детей: исполнительской, воспроизводящей, преобразующей, контролирующей, поисковой. Формы организации деятельности учащихся на занятиях различны: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Во втором модуле большинство занятий построены по традиционной схеме проведения, включает в себя проведение инструктажей на каждом этапе работы. На каждом занятии уделяется внимание технике безопасности.

Используются также небольшие беседы о национальной культуре, предваряющие освоение каждого нового вида изделия. Несколько занятий проводится в форме походов в лес за древесиной. В воспитательных мероприятиях по национальной тематике используются национальные игры, конкурсы.

Используются методы : практические, наглядные, словесные.

Используются приёмы: логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, вывод, обобщение); организационные (работа групповая, индивидуальная, воспроизведение по образцу); технические (использование технических средств).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Выставка творческих работ по итогам года. Уровень промежуточных знаний, умений и навыков определяется на занятиях в ходе мини – выставок, обсуждений работ, сравнением с образцом. Кинестетический уровень восприятия, характерный для малых народов Севера, даёт возможность творческой интерпретации образцов.

Учебно-тематический план

Модуль «Малые народы Севера Туруханского края»

1-й год обучения

п/п

Название

Разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу «Уроки предков»

2

-

2

2.

Раздел 1 «Мои предки»

-«В краю родном, где отчий дом»

- «Из какого ты рода?»

- «Что означает твое имя?»

- Организация жизни в семье

- Малочисленные народы Севера

17

3

3

3

4

4

2

1

-

1

-

-

15

2

3

2

4

4

3.

Раздел 2«Туруханский район — моя Родина»

- Своеобразие района

- Мой поселок

- Карта моего района

13

4

5

4

1

1

-

-

12

3

5

4

4.

Раздел 3 «Жилище»

- «Чум — мой дом»

- Внутренние убранство кочевого жилища

- Понятие «дух» огня, очага

- Изготовление макета чума

10

3

3

2

2

0,5

-

-

0,5

-

9,5

3

3

1,5

2

5.

Раздел 4 «Традиции и обычаи»

- В какие игры и какими игрушками играли наши предки

- Древние верования кетов

- Народный календарь кетов: осеннее- зимний период

- Народный календарь кетов: весенне -летний период

- Подготовка и участие в национальном празднике «День реки»

- Обряд погребения

- Свадебные обряды

- Орнамент народов Сибири

26

6

4

4

4

4

2

2

6

5

1

1

-

-

-

2

2

2

21

5

3

4

4

4

-

-

4

6

Раздел 5 «Устное народное творчество»

- сказки моих предков

- меткое слово народное



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст