програма работы клуба Формула успеха

Областной конкурс педагогов дополнительного образования

«Сердце отдаю детям»

Модифицированная программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

интеллектуальный клуб

«Формула успеха»

Участник:

Ходунова Наталья Васильевна

МБОУ СОШ пос.Железнодорожный

Правдинского района

Калининградской области

ул.Школьная 2

2013 год

Пояснительная записка

Российская система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности. Государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска способов повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса. Таким образом, интеллектуальное, творческое развитие одарённых учащихся с последующей социальной адаптацией в обществе является одним из приоритетных направлений современного образования.

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Выявление одаренных детей начинается с беседы с психологом при поступлении в 1 класс и в дальнейшем (в начальной школе) на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством ребят интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; доминирующую активную познавательную потребность; они испытывают радость от процесса добывания новых знаний.

Одарённый ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Исследовательская деятельность — естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление в нужное русло, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для школьника окружающий мир. И начинать эту работу надо уже в начальной школе.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в области художественного развития. Школьная система дополнительного образования предоставляет возможность реализации таким ребятам через кружки по разным направлениям:

Туристско-краеведческое

Эколого-биологическое

Духовно-нравственное

Художественно-эстетическое

Вокальная и танцевальная студии

II этап – диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, работе объединений дополнительного образования по интересам. В начальном звене работают культурологические кружки «Детская риторика», «Эрудит», языковые площадки. В среднем и старшем звене интеллектуально развитые ребята объединяются в интеллектуальном клубе «Формула успеха», принимают активное участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах. Таким образом, сохранятся преемственность между 1 и 2 ступенями обучения.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшеклассники под руководством педагогов занимаются исследовательской работой, проектной деятельностью. На этом этапе можно увидеть результаты планомерной работы по развитию одарённых ребят.

Цели программы:

Создание условий для развития одарённых учащихся, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников школы.

Создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в школе.

Задачи программы:

Формирование у учащихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном и творческом развитии;

Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.

Создание школьного интеллектуального клуба «Формула успеха» для выявления и работы с одаренными детьми через проведение занятий и общешкольных мероприятий в сфере интеллектуальных игр.

Нацеливание учеников школы на участие в олимпиадах, конкурсах, выставках с целью лучше проявить свою индивидуальность и показать хороший результат.

Диагностика одаренности детей и подростков (через систему портфолио)

Направления работы по программе:

1.Исследовательская деятельность школьников в научном обществе учащихся младших классов «Эрудит», которая способствует развитию творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к фундаментальным и прикладным наукам, знакомит с научной картиной мира.

2. Система дополнительного образования — предметные кружки по иностранным языкам, экологии и т.д.

3.Участие учащихся школы в различных предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

4. Углубленная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ

5. Интеллектуальный клуб «Формула успеха», членами которого стали ученики 5-11 классов.

Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещённым. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса. Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно – творческой деятельности является клуб интеллектуального развития.

Обучение и воспитание с применением игр трудно назвать инновационным подходом к воспитанию и обучению. Об игровом обучении говорил еще К.Д. Ушинский. Традиционно игры рассматриваются, как правило, применительно к определенному учебному предмету. Наработана огромная база игр по истории, литературе, географии и т. д. И тем не менее, в этой области еще можно сказать новое слово… Речь в данном случае идет о применении игры не на учебных занятиях, а во внеурочной деятельности; игры, которая будет направлена не на выявление знаний в какой-то определённой области, а на их приобретение в процессе коллективного умственного труда.

Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности:

потребность в общении;

потребность в проявлении самостоятельности;

потребность в самореализации;

потребность в творчестве;

потребность в разностороннем развитии;

потребность в отдыхе;

потребность в самоутверждении, успехе, а так же связанном с успехом удовольствии.

Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

В средней школе пос.Железнодорожный существует школьный интеллектуальный клуб с 2008 года, изначально созданный «по образу и подобию» телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Здесь занимаются талантливые и увлеченные ребята, которые умеют и, главное, любят мыслить, готовы сообща искать и находить эффективные способы решения различных задач. По мере роста в школе интеллектуального движения в программе клуба появились и новые вариации интеллектуальных игр: «Медиаазбука», «Эрудит-лото» и прочие игры, воспитанники клуба стали активно участвовать в творческих конкурсах и проектах, пробовать свои силы и знания в личных интеллектуальных «соревнованиях». Данный проект следует рассматривать как форму работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью во внеурочное время.

Программа клуба направлена на формирование целостного, четко структурированного поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся в образовательном пространстве, на воспитание в них нравственных начал, а также популяризации науки и культуры. Основная цель деятельности клуба – создание ученического коллектива (команды), вовлекающего школьников в интеллектуально-творческий процесс. В членах клуба воспитываются привычка к самоотдаче, потребность в насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Основные формы работы — индивидуальная, групповая деятельность (тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная проработка вопросов и ответов, ассоциативные и психологические игры.

Интеллектуальный клуб — это не только дружный коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей с разнообразными интересами, но и совместное времяпрепровождение, которое никогда не бывает пустым и скучным. Это опыт работы в команде, быстрой адаптации к стрессовым ситуациям, столь важный в нашем динамично развивающемся мире

Деятельность клуба разнообразна:

Проведение интеллектуальных игр и клубных турниров, обучение игроков. Деятельность клуба — это не только игры, в которых ребята принимают участие, это также мастер-классы для них по организации. Курирует данное направление член школьного органа ученического самоуправления Совета старшеклассников)

Шефство над интеллектуальным сообществом учащихся 3-4 классов «Эрудит» (проведение серии обучающих мастер-классов для ребят).

Работа в объединениях дополнительного образования;

Участие в конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, проектах (см. приложение 1)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Приложение 1

Данная программа предполагает работу с одарёнными учащимися в течение 3 лет, 70 часов в год, 2 часа в неделю, исключая время, когда команды принимают участие в областных и районных турнирах.

Немаловажным доказательством действенности работы школьного интеллектуального клуба является тот факт, что большинство учеников, принимавшие активное участие в клубных играх, имеют неплохие результаты как в предметных олимпиадах, так и в творческих конкурсах (это и Всероссийская олимпиада школьников, предметные внеурочные олимпиады, конкурсы «Лидер 21 века» — 4 победителя на муниципальном этапе и 3 место на областном этапе конкурса в 2012 году, 4 Стипендиата Губернатора области с 2010 года, 6 Стипендиатов Главы МО «Правдинский район» и др.). Кроме того, у ребят, членов клуба, появляется уверенность в себе, в своих силах, пропадает закомплексованность, они учатся работать в команде, учатся слышать друг друга и грамотно отстаивать свою точку зрения.

Школьный интеллектуальный клуб обладает большим потенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Игровые технологии создают прекрасную возможность для активного межличностного воздействия школьников, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Клуб «Формула успеха» в том виде, в котором он работает сейчас, был создан в 2011 году. Сегодня клуб объединяет детей разного возраста: учеников 5 – 11 классов. В клубе занимается 20 талантливых, одарённых и увлечённых ребят, постоянных игроков, защищающих честь школы на интеллектуальных турнирах (команды «Капиталь», «Матриархат», «Ну, погоди!») и более 70 активистов из разных классов.

Программа работы клуба связана с решением учебно-воспитательных задач школьной образовательной системы:

- объединить преподавателей-предметников в целях апробации нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности;

- апробировать форму организации интеллектуального клуба как мотивацию к улучшению результатов учебного труда на уроке;

- расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным темам;

- повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.

Основная цель деятельности интеллектуального клуба школьников:

- создание и сплочение детского коллектива единомышленников, вовлекающего школьника в интеллектуально – творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим;

- воспитание у школьников потребности и привычки к самоотдаче, стремления к общественно – полезной работе, насыщенной духовной жизни, умения сочетать свои интересы с интересами коллектива;

- развитие интеллектуальных способностей школьников в системе внеклассной деятельности;

- создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития учеников.

Задачи интеллектуального клуба:

- формирование у учащихся устойчивых навыков игрового взаимодействия, умения работать со справочной и познавательной литературой;

- создание банка интеллектуально – игровых программ;

- знакомство учащихся 5 – 11 классов в игровой творческой форме с компонентами учебных программ;

- формирование у учеников гражданского самосознания, уважения к истории большой и малой Родины, пропаганда здорового образа жизни и т.д. через проведение тематических игр.

Занятия проводятся, как правило, небольшими группами. Комплектование учебной группы идёт по принципу создания условий для наибольшего комфорта обучаемых.

Основные формы работы: индивидуальная (с авторами вопросов и ведущими игр), групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная форма проработки вопросов и ответов, психологические, ассоциативные игры.

Основные методы работы:

- анализ справочной и познавательной литературы

- беседа

- личностные тренинги (отработка навыков работы в команде)

- интеллектуальные марафоны, бои, ринги

- — проведение мастер-классов старшими обучающимися для младших команд

Вся интеллектуальная деятельность клуба развивается по трём направлениям, которые представлены в программе:

Применение игровых технологий в учебной деятельности.

Внеурочное интеллектуальное развитие учащихся через проведение игр разного формата.

Применение учащимися умений и навыков, полученных в клубе, для результативного участия в различных конкурсах и личностных соревнованиях.

Весь интеллектуальный капитал, накопленный за время работы клуба, собран в папках. В этом материале все моменты нашей жизни: награды, рекламные информационные листы, разработки интеллектуальных рингов, календарное планирование. Хорошо подготовленная и организованная игра всегда получает высокую оценку ее участников и всех присутствующих. Необходимо подчеркнуть, что при полной свободе выбора темы игры и демократичности всех процедур, ИГРА — четко спланированный и управляемый процесс, где все элементы следуют в заданном ведущим ритме. После объявления ведущим итогов игры победителям вручаются дипломы и призы.

Основные педагогические требования к ИГРЕ:

игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности участников (детей);

игра должна вызывать у детей только положительные эмоции;

в игре обязателен элемент соревнования между командами (завоевание победы или поражение — сильнейший побудительный мотив к дальнейшим действиям);

игра должна учитывать возрастные особенности детей, их информационную базу — с участниками игры необходимо проводить детальный ее анализ (по всем стадиям подготовки и проведения).

План занятий в клубе интеллектуальных игр

Учебно-тематический план первого года занятий

2011-2012 учебный год

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Игровые занятия

1.

Вводное занятие

1

1

-

-

2.

Вопрос — основа игры. Требования к вопросам.

7

3

4

-

3.

Алгоритм поиска ответов. Основные приемы.

8

4

4

-

4.

Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.

6

3

3

-

5.

Как работать с книгой.

2

1

1

-

6.

Игра «Эрудит-Лото».

2

1

1

-

7.

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.

10

2

8

-

8.

Принципы игры в команде.

4

4

-

-

9.

Распределение командных ролей.

2

1

1

-

10.

Отработка игры в тройках.

8

-

8



Страницы: 1 | 2 | Весь текст