проектная работа Влияние вредных привычек на здоровье_36010

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние вредных привычек на здоровье»

2010 г.

Постановка проблемы.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.

Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм детей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешние воздействия.

Анкетирование старшеклассников нашей школы показало, что первое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего в возрасте 11-12 лет, а 96% опрошенных уже получили первый опыт общения с алкогольными напитками. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Для того, чтобы профилактическая работа по предупреждению злоупотребления тем или иным психоактивным веществом была эффективной, да и вообще имела смысл, ее надо начинать проводить на 1–1,5 года раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования с данным веществом. Это значит, что возрастную категорию, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению вредных привычек, составляют учащиеся начальных классов общеобразовательных школ.

Тема проекта. «Влияние вредных привычек на здоровье детей младшего школьного возраста».

Цель проекта. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста.

Задачи проекта:

раскрыть сущность вредных привычек;

выявить причины пристрастия к вредным привычкам;

способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных;

познакомить с правилами здоровье сбережения;

определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;

выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

Объект исследования. Младшие школьники, их представление о здоровом образе жизни.

Предмет исследования. Здоровье детей.

Гипотеза. Предположим, что вредные привычки опасны для здоровья.

База исследования. Учащиеся 4 класса, их родители, независимые участники.

Методы исследования:

анализ научной литературы;

наблюдение;

опрос взрослых;

сравнение и обобщение полученных результатов;

Исходный уровень знаний, умений и навыков:

знания из курсов ОБЖ, предмета «Окружающий мир» на уровне 4 класса о здоровье и организме человека;

умение проводить анкетирование, вести наблюдения, делать выводы;

навыки работы с различными источниками информации – энциклопедиями, учебниками, Интернет.

Материалы для занятия:

бумага для рисования и цветные карандаши или фломастеры;

раздаточный материал – карточки «Привычки и последствия»;

доска или лист ватмана;

средства для письма на доске или листе ватмана.

Форма. Урок — проект

Основные моменты содержания

1.Разработка исследований

Знакомство с тематикой самостоятельных исследований, выбор формы представления результатов исследования по выбранной теме. Ученики получили задание подобрать пословицы и поговорки о вредных привычках, о здоровом образе жизни, составить четверостишие по теме, изобразить понравившуюся пословицу или поговорку на рисунке, придумать предупреждения о запрете курения и распития спиртных напитков в общественных местах; провести опрос взрослых по теме исследования.

2. Планирование исследований

3. Исследовательская работа

Что полезно, а что вредно для человека

Человек – существо социальное. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, – это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.

На свете есть много того, что помогает сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, а есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Что полезно, а что вредно для здоровья человека?

Работа в группах: нарисовать то, что, по мнению каждого, полезно или вредно для здоровья человека. Обсуждение и обобщение материала.

Полезно для человека:

соблюдать режим дня;

соблюдать гигиену;

правильно и регулярно питаться;

заниматься спортом;

закаляться

Вредно для человека:

сидеть много у телевизора или за компьютером;

гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;

пробовать незнакомые вещества;

грызть ногти;

курить.

Работа с подготовленными к уроку пословицами и фотоматериалами и рисунками.

Что такое привычки?

Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки. Игра «Привычка».

Полезные и вредные привычки

Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовывать свою жизнь и сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.

Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, – это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много.

Работа в подгруппах. Составление связей между полезными и вредными привычками и их последствиями.

Привычки:

мальчик чистит зубы;

мальчик не хочет мыться и умываться;

группа ребят делает зарядку;

ученик грызет ногти на уроке;

группа ребят курит;

двое взрослых выпивают.

Последствия:

здоровая красивая улыбка;

с грязным подростком никто не хочет общаться;

на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;

врач лечит мальчику воспаленные пальцы;

на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;

алкоголик дремлет на лавке.

Задание подгруппам: к каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки.

Среди большого числа вредных привычек, имеющихся у людей, есть такие, которые часто становятся губительными для здоровья. Это привычка – употребления алкогольных напитков и курение. Сформировавшись у человека, они обязательно отрицательно повлияют не только на организм, но и на его поведение, его представления о мире и о себе в этом мире, скажутся на работе, семье и на отношениях с окружающими. Чтобы избежать в жизни формирования этих привычек, необходимо научиться вести здоровый образ жизни.

Игра «Диалог с товарищем» (учит правильно вести себя сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников; даны варианты предложений и ответов).

Игра «Сумей отказаться»

Ситуация первая. Ваш старший товарищ предлагает вам попробовать пиво. Как вы поступите?

Ситуация вторая. В школьном туалете к тебе подходит старшеклассник и, протянув сигарету, предлагает закурить. Что ты будешь делать?

4. Продукт исследования

1)Оформление материалов для стенгазеты «Как вредные привычки влияют на здоровье»

вызывают опасные заболевания;

курение и алкоголь влияют на внешний вид, человек быстро старится;

продолжительность жизни сокращается;

человек не может заниматься спортом;

курение подталкивает к употреблению наркотиков;

влияют на мозг;

плохой пример.

2) Составление памятки « Избавься от вредных привычек, чтобы…»

сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;

иметь привлекательную внешность;

получить престижную работу;

не тратить попусту время;

сохранить работоспособность;

завоевать уважение среди сверстников;

3) Составление «Дерева здоровья», оформление эссе, рефератов, рисунков.

5. Результативность.

Этот проектный урок помог раскрыть сущность вредных привычек и выявить причины пристрастия к ним. Чаще всего дети говорили о желании самоутвердиться, выглядеть независимо, желании быть похожими на взрослых, курении «за компанию», нежелании выделяться в кругу курящих приятелей, любопытство, влияние сверстников.

Ученики и взрослые одинаково высоко оценили как степень непосредственного вреда, который вредные привычки наносят здоровью, так и их пагубные последствия в долгосрочной перспективе. При этом, по мнению 76% опрошенных, алкоголизм более вреден, чем курение. В целом у учеников сложился довольно негативный образ по поводу вредных привычек. Подавляющее большинство (84%) считают их опасными.

На предложенном занятии дети проигрывали реальные жизненные ситуации, и, возможно, когда возникнет необходимость, это поможет им сделать правильный выбор. Анализ результатов исследований учеников начальной школы показал, что дети мало задумывались на эту тему, но в большинстве охотно участвовали в дискуссии, доказали, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительный эффект на человека, укрепляют его здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Предупреждение вредных привычек у школьников». Сборник научных трудов‚ М. 1990г.

2.Ягодинский В. Н. « Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,1986г.

3.Запорожченко В.Г « Образ жизни и вредные привычки» М.: Медицина, 1985г.

4. Гопкова Л.Л. Почему это опасно. – М: Просвещение, 1989г.

5. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990г.

6. Деглин В.Я. Пагубные пристрастия. – М.: Знание, 1972г.

7. Кулинич Г. Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей. 1-4 классы», Москва, ВАКО, 2009г.

8. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы)», Москва, ВАКО, 2007г.