проектная деятельность

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра клинической психологии

Повышение квалификации учителей

Курс «Психолого-педагогическое и учебно-методическое обеспечение проектной формы обучения»

ПРОЕКТ

«ЧТО СНЕСЛА КУРОЧКА РЯБА?»

учитель моу Подосинковская сош

Дмитровского муниципального района

Ахмина Елена Юрьевна.

Научный руководитель, профессор

Хозиев В.Б.

Дмитров-Дубна, 2012

Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне попробовать, и я научусь –

Древняя китайская мудрость.

Жёсткие рамки школьного урока, изучаемой темы, не позволяют, на мой взгляд, в полном объёме использовать творческий потенциал учащихся. В своём предудыщем эссе я писала: «…увеличение количества часов в 7-9 классах. Мне отчаянно не хватает времени на уроках именно в этих классах, потому что у детей еще есть (!) интерес при изучении такого сложного предмета». А целью проектной деятельности и является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися 7 класса при изучении физики и других предметов. Проектная деятельность способствует стираю границ между школьными предметами, сближая приобретенные школьные знания с реальными жизненными ситуациями. Данный проект просматривает межпредметные связи и дает возможность учащимся применить знания, полученные по другим школьным дисциплинам, а мне, отчасти, реализовать свои «задумки».

Большая роль в работе над выполнением проекта принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений. К тому же кабинет физики нашей школы полностью укомплектован компьютерным и мультимедийным оборудованием, что позволит сделать работу над проектом увлекательным и интересным занятием.

Цели:- повышение мотивации учащихся к изучению физики и биологии;

- овладение обобщенными практическими умениями и навыками работы с сетью Интернет;

— создание условий, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

- приобретение навыков проектной деятельности и представление результатов труда с использованием ИКТ.

Основные требования к проекту:

- наличие значимой исследовательской проблемы, требующей знаний, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта;

- структурирование содержательной части проекта;

- оформление конечных результатов.

Методический паспорт проекта.

Название проекта: Что снесла курочка Ряба?

Метод: учебный проект.

Разработчик проекта: учитель физики Ахмина Елена Юрьевна.

Название общеобразовательного учреждения: МОУ Подосинковская сош.

Основополагающий вопрос: всё, что мы можем узнать о яйце.

Дидактические цели проекта: формирование:

1. компетентности в сфере познавательной деятельности;

2. навыков самостоятельной и исследовательской работы с объёмами информации;

3.умений доказывать полученные результаты экспериментально;

4.навыков применения полученных знаний при решении задач;

5.навыков работы в команде.

6.воспитание навыков целенаправленного творческого труда.

Форма организации детей: индивидуальная и парная работа учащихся 7 класса.

Ведущая деятельность: исследовательская. Форма продуктов проектной деятельности: презентация и реферат.

Тема учебно-тематического плана предмета:

физика: сила, давление, плотность, гидроаэромеханика, температура, внутренняя энергия, инерция, трение, атмосферное давление;

биология: состав скорлупы;

использование в народной медицине.

Сроки работы над проектом: 4 месяца.

Режим работы (организационная работа): урочно-внеурочная.

Техническое оснащение: весы рычажные, мензурка, компьютер.

Информационное и учебно-методическое оснащение: учебник 7 класса, «Занимательная физика» Перельмана, Интернет.

Планирование занятий:

Проводимые занятия

Кол-во часов

Методическое обеспечение

Инструктаж по технике безопасности при проведении измерений

1

Инструкция по т/б № 22, 23, 24

Составление плана проведения занятий. Выбор учащимися вида проектной деятельности

1

Механика твердых тел:

С какого конца яйцо легче разбить?

2

физика 7 класса, § 33, 34

Сила. Давление:

Прочно ли куриное яйцо?

2

физика 7 класса, § 36, 37. Перельман ч. 1

Гидроаэромеханика:

Что значит сварить яйцо правильно?

2

физика 7 класса, § 38

Плотность вещества:

Как определить свежее яйцо или нет?

2

физика 7 класса, § 21

Расчет плотности скорлупы

2

физика 7 класса, § 22

Температура. Внутренняя энергия:

Как быстро охлаждается яйцо, которое достали из кипящей воды?

2

Физика 8 класса, § 1-3

Инерция и трение:

Яйцо «вкрутую» или в «мешочек»?

2

Физика 7 класса, § 17, 30, 31

Атмосферное давление:

игрушка на новогоднюю ёлку.

2

физика 7 класса, § 40 — 42

Давление в газах:

Выстрел в яйцо

2

Перельман, ч.1

Физика – 7 кл.

Биология: нужна ли яичная скорлупа на огороде?

2

Использование яиц в народной медицине.

2

Как наши предки церкви строили.

2

Выполнение проекта: выводы и заключения

2

Подготовка доклада: о важности темы, наиболее интересных моментах содержания проекта и открытий.

2

Подготовка к защите проекта.

2

Анализ достигнутых результатов: успехов, неудач и поставленной цели

1

Публичная защита проекта.

1

Доклад, презентация

Подведение итогов проектной деятельности. Рефлексия

1

Всего

35

Главные задачи, стоящие перед учителем:

1. Оказать необходимую помощь в подготовке к презентации проекта.

2. Научить выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли.

3. Объяснить основные правила ведения дискуссий и делового общения.

4. Научить их конструктивно относиться к критике своих суждений, объяснить правило о существование различных точек зрения решения одной проблемы.

5. Напомнить о необходимости занести все свои материалы для проекта в проектную папку.

6. Провести промежуточный контроль (рефлексию) работы учащихся на данном этапе.

Рефлексия:

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает все, что он сделал, какие способы деятельности применил, анализирует проведенное исследование.

По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?». Обучение рефлексии чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания.

Вопросы, направленные на анализ проектной работы:

1) Удачно ли была выбрана тема проекта?

2) Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи?

3) Глубоко ли Вы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?

4) Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?

5) Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?

6) Какие этапы реализации проекта для Вас были наиболее интересны?

7) Достаточно ли было времени на разработку проекта?

8) Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?

9) Какие свои способности развивали?

10) Насколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт?

11) Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы?

12) Ваша публичное выступление вызвало интерес у аудитории? Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?

13) Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем?

14) Где и зачем в будущем Вам может пригодиться приобретенный опыт?

Вопросы, направленные на анализ навыков сотрудничества:

1) Был ли должный психологический комфорт в группе, реализовавшей данный проект?

2) Каков был характер общения между участниками проекта?

3) Хотели бы вы поменять состав своей группы?

4) Все ли участники были достаточно активны?

5) Все ли смогли проявить свои способности?

6) Удовлетворены ли вы своей работой в группе?