проект Жар — слово

Программа-проект работы школьного музея

1. Введение Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н. Благова. Проект необходим для нашего общества в целом. Школьный музей имени Н.Н. Благова рассчитан на детей. Дети — будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

2. Основные цели проекта:

Главной целью проекта является — организация воспитания и формирования личности учащихся на примере творчества Н.Н. Благова. 1. Сохранение исторической памяти и наследия;Развитие интереса к истории малой родины, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:а) любовь и уважение к родному селу, району, области, стране;б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти. 2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.3. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры. 4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.3. Основные задачи программы-проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия.2. Пополнение и обновление экспозиций музея.3. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.4. Развитие самоуправления в процессе работы проекта. 5. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.6. Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.7. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.8.Приобщение учеников к общественно – полезной работе, развивитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организация шефства над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда. Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины, январские «благовские чтения», майский фестиваль памяти поэта. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами. 4. Опыт работы и возможности проекта.

Школа имеет большой опыт работы в данном направлении. Более десяти лет в школе работает кружок «Актив школьного музея». Были проведены экскурсии по историческим местам города Ульяновска, Чердаклинского района, организованы тематические встречи с ветеранами, родственниками поэта Благова, литературная гостиная. Разработан маршрут «Андреевка – Крестово — Городище – Ульяновск» по благовским местам. На базе музея ежегодно проводятся январские благовские чтения и областной фестиваль памяти поэта «Жар — слово».

Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы школы и возможности сетевого проекта, а именно проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности – Гражданина. 5. Обоснование необходимости проекта. Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами.6. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей. Основные стратегии:1. Оформление интерьера музея. Обновление экспозиций, разделов музея.2. Изучение краеведческой литературы, через участие в конференциях и конкурсах.3. Сбор материалов и реставрация экспонатов, через работу поисковой группы музея.4. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.5. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».6. Выпуск газеты «Находка».7. Проведение январских благовских чтений и майского фестиваля памяти поэта «Жар — слово».7. Рабочий план реализации проекта.

Для реализации проекта «Организация и проведение экскурсионной, массовой работы в музее с обучающимися школы, района, области» в воспитании и формировании личности учащихся, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является школьный музей имени Н.Н. Благова села Андреевка. В дни подготовки 50-летия Андреевской средней школы на базе краеведческого кружка началась работа по поиску материалов по истории села Тургенево, Андреевки, истории школы и биографии Н.Н. Благова.

На сегодняшний день издана книга «50 лет Андреевской средней школы» автор Лысов В.Н., «История возникновения и развития села Андреевка – колхоза «Россия»» автор А. Ахметов.

В проекте задействованы: Совет школьного музея, актив школьного музея, учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, ветераны педагогического труда, ветераны войны. Таким образом, имеются и объект и субъект проекта. Интерес к реализации проекта достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д. ). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания, встречи со знаменитыми людьми села, района, области. Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Руководитель музея вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

Многие проблемы формирования и использования базы данных музеев зависят от соблюдения принципов изучения и использования фондов, взаимосвязи воспитательной работы и экспозиционно-выставочной. В современном мире четко определился строго научный подход к проектированию экспозиции, потому как экспозиция — это конечный результат всей работы музея.8.Конкретные ожидаемые результаты.

В школе достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.9.Дальнейшее развитие проекта Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе собранного материала по биографии и по творчеству лауреата Государственной премии Н.Н. Благова. Существенную роль в решении этой задачи играет музей, который сохраняет, классифицирует и экспонирует ценности истории и культуры. Каждый предмет музея — это оживший подлинник национального наследия, достояния отечества, имеющего духовную ценность. Необходимо, чтобы музейные ценности не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом.

На сегодняшний день районные и муниципальные музеи все чаще пользуются большим интересом со стороны туристов и гостей города, района. Это связанно с развитием рынка услуг в области досуга и отдыха. В условиях жесткой конкуренции музеям приходится в корне пересматривать формы и методы работы с посетителями. Что в первую очередь отражается на экспозиционно-выставочной деятельности — методах преподнесения информации, которые в свою очередь призваны обладать рядом свойств, таких как: доступность, экспрессивность, креативность, коммуникативность, мобильность и динамичность. Лишь продуманная выставка сможет иметь успех у разной категории посетителя, обладая многослойностью и универсальностью. Для этого необходимо тщательное изучение, выявление специфики, разработка новых форм показа для мелких муниципальных музеев.

Понимая огромное значение и роль музея на данной территории, необходимо привлечь внимание властей муниципальных образований «Чердаклинский район» и «Калмаюрское сельское поселение», спонсоров к проблеме финансирования музея. Музей славится своими богатыми фондами, но в силу отсутствия в штатном расписании школы единицы руководителя музея и ограниченной экспозиционной площадью музей не может полноценно раскрыться в экспозиционно-выставочной деятельности.

10. Необходимый материал, для осуществления проекта

Для воплощения проекта и для дальнейшей работы музея, для проведения полноценных экскурсий и для создания новых экспозиций необходимо увеличение площади выставочных мест и реставрация экспонатов и стендов.

Смета

материал

количество

сумма

1

Тёс (сосна, липа, берёза) 25 мм

2 куб.м.

6000

2

Саморезы 4,2х41 мм

1000 шт.

1500

3

Стекло

40 кв.м.

3000

4

Лак мебельный

10 л

1000

5

Петли рояльные

30 шт.

3000

6

Запоры

20 шт.

1000

7

Оформительские папки

20 шт.

3000

8

Канцелярский товар (фото-бумага, файлы, картриджи, печатная бумага, скоросшиватели, диски)

10000

9

Пластик для стендов

28500

итого

50000

Литература

Ахметов А.А. История возникновения и развития села Андреевка – колхоза «Россия» (1781-1991 гг.) –Ульяновск, 2008.

Бузыкова В.С. Программа «Музейная культура» / В.С. Бузыкова. — Владимир, 2003.

Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001.

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова и др. – М.: Просвещение, 1985.

Табарданова Т.Б. Музейная педагогика и школьный музей: учебно — методическое пособие / Т.Б, Табарданова, Н.А. Аредакова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. — 72 с.

История Андреевской средней школы (1950 -2000 гг.)

Шмит Ф.И. Музейная экспозиция. М., 1929;

Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964; Искусство музейной экспозиции: Сб. научн. тр./НИИ культуры. №45. М., 1977;

Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции/ Музееведение. На пути к музею XXI века.(Сб. научн тр. НИИ культуры). М., 1989;

Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996;

Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002;

Музейные экспозиции и выставки/Музейное дело России. М., 2003