проект по экскурсионной работе

Посвящается Ветерану Великой Отечественной войны, ветерану педагогического труда, бывшему директору школы Сорокину Николаю Фёдоровичу.

Проект работы школьного музея

по организации и проведению экскурсионной, массовой работы

по тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

1. Введение

Черновой материал проекта был разработан под руководством ветерана Великой Отечественной войны Сорокина Николая Фёдоровича. К великому сожалению Николай Фёдорович скончался 04.10.09 года. Мы считаем своим долгом, закончить начатый проект и воплотить его в жизнь.

Сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего детства человек осознаёт себя, как частицу своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма у детей и помогает воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. Подросток, который знает историю своего села, города, быта своих предков, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении памятников, ни в отношении людей.

2. Основная цель проекта

Создать условия для обмена опытом с представителями других регионов, с целью объединения людей, через организацию и проведение экскурсионной, массовой работы по тематике Великой Отечественной войны.

3. Основные задачи проекта

1. Через изучаемый краеведческий материал осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному селу, району, области.

2. С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести поисковую работу, а именно:

2.1. Обновить материал о ветеране Великой Отечественной войны, учителе – фронтовике, кавалере орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, Красной Звезды, Отечественной войны II степени и многих медалей — Казакове Фёдоре Ивановиче.

2.2. Закончить летопись о ветеранах Великой Отечественной войны, учителях – фронтовиках, ветеранах педагогического труда – Сорокине Николае Фёдоровиче, Туркиной Валентине Яковлевне, Приданове Александре Матвеевиче.

2.3. Собрать материал об участнике ликвидации Чернобыльской АЭС — Кабышеве Михаиле Ивановиче.

2.4. Собрать материал о воинах интернационалистах, выпускниках нашей школы, проходивших службу в горячих точках: Афганистан, Чечня, Югославия, Южная Осетия.

2.5. Собрать материал о герое социалистического труда, председателе колхоза, чьё имя носила пионерская дружина нашей школы Чагрове Терентии Алексеевиче.

3. Для стимулирования интереса к истории своего края оформить новые разделы музея: уголок народной старины, воины-интернационалисты и солдаты горячих точек, история колхоза имени Молотова, ленинские организации. Разработать и проводить экскурсии по новым разделам.

4. Проводить на базе школьного музея областной фестиваль памяти поэта Н.Н. Благова; торжественные акции, посвящённые Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины; конкурсы, походы, экскурсии.

5. Использовать материал музея в работе с детьми «группы риска», вовлекать их в активную деятельность музея.

4. Результативность проекта

Результативность проекта должна быть положительной для всех.

Во — первых: сохраняется наследие и его использование в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведёт к улучшению качества социальной среды.

Во – вторых: знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.

В – третьих: данный проект поможет объединить, сплотить людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

В – четвёртых: произойдёт пополнение и обновление экспозиций музея.

5. Опыт работы и возможности проекта

Школа имеет большой опыт работы по организации и проведению январских школьных благовских чтений, майского областного фестиваля памяти поэта (в 2010 году состоится 3 фестиваль), по оформлению выездных выставок и экскурсий. 5 лет в музее работал кружок «Школа экскурсовода», сейчас работает кружок «Актив школьного музея».

За эти годы был установлен контакт с родственниками поэта; с ветеранами, живущими в селе; местными краеведами; с музеями района; с районной администрацией и СДК. В частности большую помощь нам оказывали и оказывают — вдова поэта Ляля Ибрагимовна, друг детства поэта, Почетный гражданин г.Ульяновска Рыбочкин Эриксон Михайлович, местный краевед Лысов Владимир Николаевич, ветеран войны Сорокин Николай Фёдорович (ныне покойный), из районной администрации начальник МУ Управление культуры МО «Чердаклинский район» Шмелёва Елена Владимировна и заведующая отделом архитектуры администрации Суркова Ольга Викторовна, доцент кафедры педагогики УГПУ им. И.Н.Ульянова Ахметов Амир Ахметович.

На данный день наладилась связь с родственниками участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС; ведётся переписка с выпускниками школы, проходившими службу в горячих точках и находившимися в данный момент на срочной службе. Проводится сбор экспонатов по созданию русской избы 19 века. Все классы проводят поисковую работу. (см. приложение)

В результате такой разнообразной работы накопился богатый материал.

1. Литературное краеведение. Материал о поэте, лауреате Государственной премии РСФСР, нашем земляке Николае Благове. Подлинных экспонатов — 132, вспомогательных — 16 .

2. Историческое краеведение. «История школы и музея». Подлинных экспонатов — 102 , вспомогательных — 3.

«История края и колхоза ». Подлинных экспонатов — 20, вспомогательных -5.

«Изба 18-19 века». Подлинных экспонатов – 70.

3. Военно-патриотическая направленность. Подлинных экспонатов — 49, вспомогательных — 7.

В данном случае к подлинным экспонатам относятся – предметы быта, личные вещи, альбомы, дневники, документы, фото – стеллажи, книги. К вспомогательным экспонатам относятся — методические разработки, экскурсии, сценарии, проекты и творческие работы детей.

На базе музея проводятся районные семинары, областные фестивали, открытые мероприятия, как местного, так и районного значения. (см. приложение). Учителя – предметники и классные руководители используют накопленный материал на своих уроках и классных часах, проводят уроки – экскурсии.

6. Обоснование необходимости проекта

Проект необходим для воспитания духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, в уважении к старшему поколению, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую деятельность представителей из так называемых «трудных», с целью возвращения их в нормальное русло. И у нас уже есть такой опыт. (см. приложение) Проект необходим для развития творческих начал личности (см. приложение). Проект необходим для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот (внедрение в жизнь проекта районного туристического маршрута «Перекрёсток семи миров»).

7. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Основные стратегии

Воплощение в нашем музее

1. Изучение краеведческой литературы.

2. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

3. Создание экспозиций, разделов музея.

4. Оформление интерьера музея.

5. Создание активной группы Совета музея.

6. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной работы.

7. Установление контактов с архивами и другими музеями.

8. Заинтересованность детей и педагогов, помощь родителей и местной общественности.

9. Создание летописи проекта в книжном и электронном видах.

изучается

ведётся

создаются активом музея

ведётся силами школы

работает

проводится

устанавливается

задействованы 50% учащихся школы, 100% учителей, помощь родителей и местной общественности обеспечена

выпущены книги «История школы», «История села Андреевка», готовятся все поисковые задания классов

Для реализации проекта необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является литературно-краеведческий школьный музей в МОУ Андреевской СОШ имени Н.Н. Благова. Возглавит работу над проектом руководитель музея – Рыбакова Марина Александровна. В проекте также задействованы учителя – предметники, классные руководители, учащиеся, родители. Таким образом, имеются объект и субъект.

Кроме всего прочего необходимо вызвать интерес к объекту. Для этого мы будем использовать различные пути: уроки – экскурсии в музее, посещение других музеев, знакомство с интересными экспонатами, походы по знаменательным местам, участие в конкурсах, викторинах и, конечно же, поощрение детей. Дети должны быть активными участниками всех процессов работы в проекте. Учителя и классные руководители отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

8. Рабочий план реализации проекта на 2009-2010 годы

этап

Содержание работы

сроки

1.

Создание поисковой группы. Изучение краеведческой литературы. Сбор и реставрация экспонатов. Установление контактов с архивом. Открытие кружка.

сентябрь 2009

2.

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

1.Уголок народной старины.

2. Ленинские организации.

3. Воины-интернационалисты и солдаты горячих точек.

4. История колхоза имени Молотова, военные годы. Т.А. Чагров.

5. Учителя – фронтовики.

6. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

7. Они награждены орденами и медалями.

8. Участник ликвидации Чернобыльской АЭС.

В течение 2010 года

3.

Организация группы экскурсоводов. Школа экскурсоводов. Проведение экскурсий. Конкурс на лучшего экскурсовода.

В течение 2009-2010

4.

Операции «Ветеран», «Забота», «Обелиск». Акции.

еженедельно

5.

Проведение семинаров, конкурсов, родительских собраний, совещаний. Экскурсии для местного населения, праздники.

По школьному плану

6.

Создание летописи, отчётов, диагностика.

По проведённым мероприятиям в течение года

7.

Выход на региональный уровень. Проведение фестивалей, экскурсий.

Май 2010

9. Механизм оценки результатов

Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями – предметниками, родителями, руководителем проекта.

Данные по проделанной работе, уровень активности по классам, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности будут фиксироваться, и заноситься на электронный носитель.

Результаты проекта будут оформлены в произвольной форме, но в обязательном порядке на бумажном и электронном носителях. Предварительные итоги реализации проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях и в средствах массовой информации. Итоги подведутся на торжественной линейке 9 мая 2010 года.

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться, и охватывать всё большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем – координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе музея родного края.

11. Необходимый материал, для осуществления проекта

Для воплощения проекта и для дальнейшей работы музея, для проведения полноценных экскурсий и для создания новых экспозиций необходимо увеличение площади выставочных мест и реставрация экспонатов, стендов.

Смета

материал

количество

сумма

1

Тёс (сосна, липа, берёза) 25 мм

2 куб.м.

6000

2

Саморезы 4,2х41 мм

1000 шт.

1500

3

Стекло

40 кв.м.

3000

4

Лак мебельный

10 л

1000

5

Петли рояльные

30 шт.

3000

6

Запоры

20 шт.

1000

7

Оформительские папки

20 шт.

3000

8

Канцелярский товар (фото-бумага, файлы, картриджи, печатная бумага, скоросшиватели, диски)

10000

9

Пластик для стендов

28500

итого

50000

Литература

Ахметов А.А. История возникновения и развития села Андреевка – колхоза «Россия» (1781-1991 гг.) –Ульяновск, 2008.

Бузыкова В.С. Программа «Музейная культура» / В.С. Бузыкова. — Владимир, 2003.

Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001.

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова и др. – М.: Просвещение, 1985.

Табарданова Т.Б. Музейная педагогика и школьный музей: учебно — методическое пособие / Т.Б, Табарданова, Н.А. Аредакова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. — 72 с.

История Андреевской средней школы (1950 -2000 гг.)

PAGE \* MERGEFORMAT 6