проект Экологическое воспитание на уроках физики

МОУ ООШ СЕЛА СТАРАЯ ТОПОВКА

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕМА:

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Творческая работа

Учителя физики ООШ села Старая

Топовка Красноармейский район

Саратовская область

Кочеровой Любови Васильевны

Февраль 2011 год

В работе дано краткое изложение экологического вопроса в основных разделах физики: электродинамики, молекулярной физики, электродинамики, колебательных и волновых явлениях, квантовой физики.

Содержание

О значении экологии в школьном курсе физики.

Эффективные методы обучения экологического воспитания на уроках физики.

Актуальность экологических знаний.

ТЫ ОТКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА ОБЪЯТЬЯ, ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ.

И.А.Бунин.

Человечество вступило в такую эпоху своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств становится опасной для него самого. Сложные, вышедшие из-под контроля даже мирные техника и технологии, могут привести к большим трагедиям. К тому же человек еще не научился, к сожалению, получать энергию безотходным способом, в процессе производства энергии, окружающая среда ( атмосфера, земля, реки, моря) превращаются в экологически опасное пространство. Как известно, основные источники энергии сегодня-ископаемые виды топлива (уголь, нефть, газ),, а самый крупный недостаток энергетических установок на ископаемом топливе- большой объем отходов ( как твердых-шлаков, зола, так и газовых.)

Выделяемые им газы обусловливают усиление парникового эффекта и выпадение кислотных дождей.

Школьный курс физики играет существенную роль в экологическом образовании обучающих. На уроках учащиеся приобретают знания о целостности природы, физических параметрах окружающей среды и о глобальных физических процессах, происходящих в биосфере Земли.

Они знакомятся с физическими принципами действия и устройством разных машин, механизмов, источников электрической энергии. Работа которых связана с возможностью загрязнения окружающей среды и негативного воздействия на живую природу ( тепловые двигатели, атомные электростанции, рентгеновские установки, электрические и магнитные устройства, излучающие электромагнитные волны).

Реализовать вопросы экологического содержания мне помогают хорошо знакомые и эффективные методы обучения ( словесный, наглядно-иллюстративный, экспериментальный).

Любое обучение во все времена и у всех народов начиналось со слова, но не с простого холодного и безвоздушного,- а с образного, красивого, целевого. Именно слово долго было единственным способом передачи знаний от одного поколения к другому.

Владение словом — великое искусство. Что оно вызовет- боль, слезы, обиду, оскорбление или улыбку, радость, доброе расположение духа, восторг, изумление. Словесный метод обучения, позволяет установить между учителем и учащимися добрые отношения, которые впоследствие могут перерасти в хорошую дружбу, а значит человек будет добровольно стараться узнать больше. В словесный метод входит лекция, рассказ, беседа.

При изложении темы в 7 классе «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» необходимо отметить о вредном воздействии паров ртути для организма человека. О роли вредных веществ которые проникают в клетки растений, животных и человека на основе явления диффузии

При объяснении темы в 8 классе «Тепловые машины» обращаю внимание учащихся о загрязнение отходами воздушной оболочки земли.

Учитель: В наши дни все чаще начинают говорить о новом виде загрязнение планеты — тепловом. Многим известно, что температура воздуха в границах крупных городов и промышленных центров зимой обычно на 2-5 градусов выше, чем в удалении от этих городов. Отмеченное явление – прямой результат выброса в атмосферу городов

больших количеств тепла промышленными предприятиями, домами жилых массивов и транспортными средствами. В результате над каждым городом образуется как бы тепловой купол. Одной из причин потепления считают также « парниковый эффект», когда атмосфера городов, в большей степени загрязнена углекислым газом относительно лучше пропускает излучение Солнца к Земле и существенно хуже инфракрасное излучение от Земли в мировое пространство.

Транспорт — один из крупнейших потребителей пресной воды. Большое количество воды используется всеми видами транспорта для различных целей (пар для турбин, для охлаждении двигателей ВС, жидкости для мойки и экипировки подвижного состава и прочих процессов). Водные виды транспорта непосредственно влияют на степень загрязнения воды.

В 7 классе по теме « взаимное притяжение и отталкивание» необходимо отметить, что загрязнены нефтью воды многих морей, особенно в бассейне средиземного моря. Нефтяная пленка задерживает 35-40% ультрафиолетовое излучение и тем самым снижает интенсивность фотосинтеза и образование биомассы в океане. Она же затрудняет обмен кислородом между гидросферой и атмосферой, а находящая в воде 1т нефти поглощает весь кислород. Поэтому такая обстановка оказывает сильное губительное влияние на животный и растительный мир морей и океанов.

В результате загрязнений Мирового океана во многих странах приступили к разработке и реализации мер, предупреждения загрязнения водного бассейна транспортными судами следует отнести:

запрещение сброса загрязняющих отходов с судов во внутренних водоемах

оборудование судов дополнительными средствами и установками по утилизации или уничтожению некоторых видов отходов, а также для временного накопления части отходов с последующей сдачей их на берег для уничтожения или переработки

разработка новых конструкций судов, которые в большой степени гарантировали бы сохранить нефтегрузов и нефтетоплива даже в аварийных ситуациях.

В теме: « Колебания и волны» в 9 классе считаю необходимым ознакомить учащихся со звуковыми колебаниями. Показать вредное воздействие шума на человека.

Учитель: Шум вызывает у человека раздражение, бессонницу, ослабляет слух, отрицательно воздействует он и на растительный мир. Шум- громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызывать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими. Исчезают совсем или заглушают транспортными и другими шумами.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления,-децибелах. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов.

Недаром в средние века существовала казнь « под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Очень высок уровень и промышленных шумов. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума -так называемая техника. Каждый человек воспринимает шум по разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Организм человека против шума практически беззащитен. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

0

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

ДБ

Шкала интенсивности шума.

В скобках указано расстояние от источника шума.

Истина «Лучший один раз увидеть, чем сто раз услышать!» — не требует доказательств. Ибо то , что человек воспринимает зрительно, дает наиболее полное представление. Именно зрительно можно отделить существенное от пустого, произвести наиболее точное измерения. Каждый учитель, как и я должен использовать при обучении не только уши, но и глаза своих учеников. Наглядно – иллюстративный метод имеет возможность отделить главное от второстепенного, выделять частности, проводить анализ. С целью ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями применяю таблицы: «Мой дом – моя крепость» — гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать.

см. приложение №1

Почва – однако из главных национальных богатств любого государства. В нашей стране более 60% пахотных земель загублено в результате их длительной химизации. Не допустить и повысить их плодородие – вот что сейчас важно.

см. приложение №2

все больше и больше электрических приборов входят в наш быт. Но все ли они улучшают наше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствие человека. Так что часто за комфорт мы платим здоровьем.

см. приложение №3

Физика — наука экспериментальная, поэтому наиболее эффективным для понимания существа предмета является экспериментально – исследовательский метод. Постановка эксперимента дает намного больше знаний. Чтобы ученики прочувствовали важность экологических проблем, рекомендую задания.

Оцените загрязненность снега в данной местности.

В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест ( у дороги, в лесу, в поле, в селе) и поставив их в комнате, дождитесь когда снег растает.

Поместите воду в банке из колодца рядом. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего. Профильтруйте воду, используя любые небольшие, но чистые баночки и фильтрованную бумагу («промокашку»). Положите поверх баночки промокательную бумагу так, чтобы образовалась небольшое углубление, в которое тонкой стрункой наливайте воду из стеклянной банки. Профильтровав каждую пробу воды, аккуратно достаньте фильтрованную бумагу и высушите, не стряхивая бумаги рассмотрите внимательно находящиеся на ней частички. Сравните ( по цвету) осадки от талой воды на листках фильтрованной бумаги. Какова природа осадка?

Оцените загрязненность окружающего воздуха.

Содержание в воздухе загрязненных частиц (пыли, дыма) можно определить с помощью пылесоса. Тщательно очистите пылесборник, на его дно положите влажную фильтрующую бумагу, после его включите пылесос. Через 20 минут выключите его, выньте бумагу, высушите и сравните ее с листком чистой бумаги.

Оцените загрязненность воздуха можно и таким методом. Чистый кусочек ваты смочите водой и протрите им оконное стекло со стороны улицы.

Ватка станет грязной. Выдавите капельку воды вместе с грязью на чистый листок фильтрованной бумаги. Затем точно в середину полученного грязного пятна вводите по каплям чистую воду. Вскоре по листу бумаги начнет расплываться красочная «хромограмма» чем больше примесей, тем она ярче при увеличении диаметра пятна.

Внимание учащихся следует сконцентрировать и на вопросах связанных с радиоактивностью.

В 11 классе по теме: «Биологическое действие радиоактивных излучение» обращаю внимание на источники загрязнения биосферы.

С 1945-по 1981 г. когда проводились испытания ядерного оружия в атмосфере взорвано более 400 ядерных устройств. В результате в биосферу выброшено 12,5 продуктов ядерного деления, и облучение людей радионуклидами происходит до сих пор. Что же касается наличия радона в закрытых помещениях, то причиной возрастания его содержания бывают строительные материалы, обладающие повышенной радиоактивностью, и грунт под зданием. В деревянных домах концентрация радона обычно выше, чем в кирпичных. Радон в основном проникает в дом вместе с воздухом вследствие его циркуляции, обусловленной разницей температуры внутри и вне дома. Поэтому необходимо помещения систематически проветривать.

При рассмотрение вопроса «Применение радиоактивных изотопов» важно показать связь и применение метода «меченных атомов» в медицине. Суть метода заключается в том, что в веществе облучаемом нейтронами протекает ядерные реакции. Привожу такой исторический факт.

Более сто лет оставался не ясным вопросом: умер Наполеон естественной или насильственной смертью? Имелись сведения о том, что на острове святой Елены он страдал от хронического отравления, сменившимся острым приступом. Английские ученые исследовали прядь волос Наполеона методом «меченых атомов» в течение 24ч они облучали ее нейтронами и обнаружили, что концентрация мышьяка в пробе волос была на порядок больше нормальной. Полученный результат подтвердился предложения, что причина смерти Наполеона – отравление мышьяком.

По – видимому, теперь уже некто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии.

Катострофические состояние природы возникают в различных регионах Земли, в разное время и по разным причинам.

На территории нашего Красноармейского района существует комитет по охране окружающей среды, задача которого следить и выполнять закон РФ « Об охране окружающей природной среды». Итоги работы комитета подводятся на странице нашей районной газеты под рубрикой « Наш родной край» один раз в месяц.

Никто и никогда не может считать себя в безопасности, если где–то, кем-то нарушается природное равновесие.

Защита природы Земли – дело всего человечества и вместе с тем каждого человека.

Приложение №1

ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА

Фактор опасности

Опасное действие

Как оно возникает

Как уменьшить это действие

Фактор опасности

Радон

Повышенная радиация

Радон просачивается в помещение вместе с воздухом из грунта

Герметизация полов, проветривание комнат

Опасное действие

Радиоактивность стройматериалов

Повышенная радиация

Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит, туф) содержит радиоактивные породы

Не допускать использование радиоактивных стройматериалов

Как оно возникает

Бытовой уголь (для отапливания)

Радиация золы и дымы

Уголь содержит радиоактивные примеси

Контролировать радиоактивность угля

Как уменьшить это действие

Приложение №2

ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ ПОЧВЫ

Фактор разрушения почвы

Как он возникает

Его опасное действие

Как уменьшить влияние этого фактора

Механическая обработка

В результате давления транспортных и тяговых средств, глубокой вспашки

Ухудшение качества почвы, вынос почвенных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, стирание в пыль

Применение минитракторов и тракторов средней мощности, безотвальная вспышка

Химилизация водная мелиорация

Из-за применения химических удобрений и ядохимикатов

Эрозия почвы, накопление в ней вредных веществ

Использовать органические удобрения, накоплять гумус в почве

При постоянном поливе

Подъем грунтовых вод и засоление почв

Применять мелиорацию грамотно (на научной основе)

Приложение №3

ФИЗИКА И ЭКОЛОГИЯ БЫТА

Бытовой прибор

Фактор опасности

Как его уменьшить

Электробритва

Электромагнитное поле большой интенсивности

Уменьшить время ее работы, а лучше пользоваться механической бритвой

Микроволновая печь

Электромагнитное поле

Не подходить близко к включенной печи

Электронная трубка компьютера или телевизора

Электромагнитное поле, рентгеновское излучение

Ограничить время работы учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади этих приборов

Электромагнитное поле

Ухудшение здоровье человека

Их излучают линии электропередач, электропроводка, радио и телеаппаратура

Не строить дома ближе сотен метров от ЛЭП, ограничивать время работы радио – и телеустройств

Питьевая вода

Попадание в организм примесей – твердых частиц, растворенных вредных веществ

Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками

Использовать фильтры для очистки воды

Акустический фон

Ухудшение здоровья в случае, превышения шумовых фонам. 20-30дБ и наличие в нем инфра и ультразвуков

Вследствие работы транспортных магистралей, промышленных предприятий, громкого звучания музыки

Установка третьего стекла в окнах или шумоизолирующих стеклопакетов, уничтожение бытовых источников шума, тихая речь и музыка

Литература

«Физика в школе»-научно-методический журнал

Издательство «Школа – Пресс» июнь 1998г. сентябрь 1997г.

«Физика»- еженедельное приложение к газете

«Первое сентября» август 1999г.

Учебник по экологии 9 класс авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасенчик, А.П. Сидорин

Издательский дом « Дрофа» 1995 год.

PAGE

PAGE 1