природная кладовая алтая

Белоуско Ю.А.

18.10.12

Праздник «Природная кладовая Алтая» для учащихся 1-2-х классов.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с природой Алтая.

Задачи: — работать над пополнением словарного запаса;

-развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход праздника.

Воспитатель:

Добрый день, дорогие друзья!

Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем. Чем она для нас является. А как называется край, в котором мы живем? Чем он для нас является? Что такое Родина?

Звучит отрывок из стихотворения:

Алтайский край – Кусок земли

С огромной карты не приметен.

Вокруг себя ты посмотри,

Увидишь – он великолепен.

Знаете ли вы, как переводится слово «Алтай»? Правильно, «золотой». Вот об алтае мы и поговорим, а о чем конкретно, сейчас узнаем от первоклассников.

Чтение стихотворения:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое.

Солнце свети золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг – природа.

Итак, ребята, мы будем с вами говорить о природе Алтая. Что такое природа? Что такое кладовая природы?

(Во время беседы демонстрируется презентация).

Далее идет рассказ о природе Алтая (демонстрируется презентация), о том, чем богат наш край. Ребята, наш край богат горами. Вы, наверное, все слышали о главной вершине Алтая — о горе Белуха. А что дают человеку горы? Богат наш край реками и озерами, в которых водится много рыбы. Но самое главное наше богатство – это лес, где растет много разных растений, обитает много разных животных.

В это время раздается стук в дверь, входит почтальон (переодетый старшеклассник) и говорит, что принесли письмо для учеников 1-2-х классов. Воспитатель читает письмо детям.

Письмо от хозяина леса – Медведя.

«Дорогие, ребята, слышал я, что у вас сегодня праздник, на котором вы говорите о природе Алтая. Мне очень интересно узнать, хорошо ли вы все запомнили, поэтому посылаю вам свои вопросы. Письмо вам передадут мои помощники – заяц и медвежонок. Надеюсь, вы правильно на них ответите. До свидания.»

Проводится конкурс между классами по вопросам, загадываются загадки.

Как переводится название «Алтай»?

Назовите три реки и три озера Алтайского края.

Назовите три самых распространенных рыбы Алтая.

Отгадайте загадки:

Днем спит, ночью летает. (Сова).

Чик-чирик, к зернышку – прыг. (Воробей)

Кто по лесу ходит, рогами ветки задевает? (Лось).

Зимой спит, лето ульи ворошит. (Медведь).

Кто зимой холодной

бродит по лесу злой и голодный. (Волк).

Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат для малых ежат. (Лисички)

Знают даже малыши

Бело-красные грибы. (Мухомор)

Стоят девчонки

Распустили зеленые косы. (Береза).

Зимой и летом одним цветом. (Ель).

Молодцы, ребята, очень хорошо все знаете. Ребята, а можно ли только брать от природы или нужно что-то и отдавать. Да, нужно природу охранять, поэтому в алтайском крае созданы заповедники. Что такое заповедники? Правильно. Давайте вспомним, чем мы можем помочь природе (правила поведения в природе).

Вот и подошел к концу наш праздник. Спасибо за участие.

Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок.

В прошлом году Алтайскому краю исполняется 75 лет! Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, край в настоящее время живёт и развивается.

Алтай является кладовой России. В нём есть всё: богатый и разнообразный растительный и животный мир, плодородная земля, полезные ископаемые и прекрасные люди. В настоящее время Алтай играет первостепенную роль в снабжении России отечественным продовольствием. Развитие сельского хозяйства является актуальной задачей всего населения края. Алтай уникален и богат. Нам, живущим в нём, необходимо не только поддерживать и сохранять всё то, чем щедро наградила его природа и что завещали нам наши предки, но и развивать край своим трудом.

Алтай – край литературный. С алтайской землёй связано много писательских имён и конечно таких известных, как В. Шукшин, Е. Гущин, В. Золотухин, Г. Егоров и других.

«Как ты прекрасен наш солнечный край!

Гор твоих вечных седые вершины,

Словно алмазы ты поднял, Алтай,

Кинул хрустальные реки в долины?»

В. Пухначёв

Именно нашему родному Алтайскому краю посвящается эта игра. В ходе игры бдут задаваться вопросы. Если вы отвечаете правильно, получаете жетон, если нет ответ переходит другому. Кто больше всех наберёт жетонов, тот и становится победителем нашей игры.

Всякая игра начинается с «разминки» и мы тоже не будем нарушать традиций.

1 конкурс «Разминка»

Вопросы:

Назовите крупные реки края (Обь, Бия, Катунь, Алей, Чарыш)

Стихи о каждой реке:

Есть реки быстрые, что путь далёкий

Порою начинают с ручейка.

А Бия сразу у своих истоков

Бурлива, полноводна, широка!

Мчись, Катунь, играя светом,

Шумная струя!

Нет волны на свете этом

Чище, чем твоя!

«Всё спросить хочу Чарыш:

Ты откуда речка мчишь?

И ответила река: «Я бегу издалека.

Я пришла из дивной сказки,

Из страны могучих гор,

Я несу мечты и ласки

И земли волшебной краски,

Вырываясь без опаски

На стремительный простор.»

Обь, вобрав в себя все воды

Родников, речушек, речек,

Водит в море теплоходы,

Распрямив крутые плечи.

И не зря пред нею, сильной,

К океану путь распахнут.

И не зря даны ей крылья

Лебединого размаха.

Легенда.

Откуда Обь течет.

Давно это было. В этом месте не было высоких гор, какие есть сейчас, а были обширные равнины. На этих равнинах паслись огромные стада овец, лошадей и другой живности, принадлежащих хану Алтаю. Но дороже богатств у хана была дочь, красавица Катынг. Много богатырей просили руки красавицы, но получали всегда отказ. Катынг втайне горячо любила бедного пастуха Бия.

Когда Катынг отвергла очередного жениха, отец рассердился и сказал: «Отдам тебя за того, за кого захочу». Тогда Катынг решает бежать к любимому Бию. Узнав о решении Катынг, Бий бросил ханские стада, побежал навстречу любимой.

Обнаружив пропажу дочери, хан Алтай приказал своим воинам: «Кто первым догонит мою дочь, тот получит её в жены». Быстрее ветра помчалась погоня. Каждый надеялся получить красавицу Катынг в жены. Много друзей и подруг помогали Катынг в побеге. Но и воины усердствовали. Быстрее всех оказались богатыри Бобыр, Сартакпай, Сарлык. Сарлык обманув друга Катынг Урсула, помчался дальше. Но на его пути поднялась Сема, любимая подруга Катынг, она обернулась рекой. Тем временем Бий и Катынг встретились и соединились навсегда в реку Обь.

В гневе хан Алтай превратил своих воинов в камни, сам тоже окаменел от горя. А грива бегущего коня Сарлыка окаменела поднятой перед рекой семой и стала перевалом Семинским, он последняя преграда перед встречей двух любящих сердец бия и Катуни (Катынг), образовавших собой великую реку Обь.

Кто из известных писателей жил на Алтае? (В. Шукшин, В. Бианки, Л. Соболев и др.)

Назовите курорт в Алтайском крае, знаменитый своими радоновыми водами. (Белокуриха)

Хозяин алтайской тайги? (медведь)

Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом? (облепиху)

Один из первых покорителей космоса был родом с Алтая, кто он? ( Г. Титов родился в селе Полковнико Алтайского края или в селе Верхнее Жилино Косихинского района)

2 конкурс «Выберите правильный ответ»

Год образования Алтайского края:

1930 1947 1937 1935

Что означает слово «Алтай»?

синее озеро золотая гора страна горных рек

Столица – административный центр Алтайского края

Бийск Рубцовск Барнаул Камень-на-Оби

Самый ценный из пушных зверей, встречающихся на Алтае?

лисица соболь рысь горностай

Какое озеро самое глубокое в крае?

Малиновое озеро Ая Манжерок Яровое

Алтын-Кёль. Золотое озеро.

Гнёт верховка тугой брезент,

И качаются в дымке розовой

Вековые глыбы легенд.

Позабытых, не позабытых,

Кем-то схваченных на лету.

Солнце бьёт золотым копытом

По гольцам горы Алтын-ту.

Здесь, где скалы обнялись с вечностью,

Ощущается связь времён.

И впадают в озеро речки,

Как легенды, со всех сторон.

Легенда о Телецком озере.

… Давно это было. В неурожайный год, когда опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень, люди бродили в поисках пищи. Одному пастуху повезло: он нашёл кусок золота величиной с лошадиную голову. Радости его не было границ. Пошёл пастух по сёлам в надежде выменять что-нибудь съестное, но люди жили так бедно, что ничего не могли предложить в обмен на такое богатство. Видя, что и золото бессильно помочь ему, пастух поднялся на самую высокую гору над озером, бросил это никому не нужное богатство в пучину и в отчаянии бросился сам.

С тех пор озеро называется Золотым и гора получила название Золотой – Алтын.(«Рассказы о природе и истории Алтайского края» стр.23-24)

Презентация «Малиновое озеро»

Ведущий:

Давайте спросим себя, что мы знаем об Алтайском крае? Чем больше мы будем знать о крае, о родном городе, селе, в котором живём, тем они нам будут дороже.

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога,

Вам геолог расскажет про золото.

От забытых веков, с незапамятных пор,

Этот край золотых,

Край невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай?

Вы услышите – золото,

То же услышите слово.

Это лисы и выдры, горностаи и соболя.

Это мягкое золото

То, что дарит Земля.

Что такое Алтай?

Вы спросите о том чабана

«это золото», — скажет он.

Край золотого руна:

Хлебороба спросите,

Комбайнера и тракториста,

«Это золото», — скажут, -

«Во поле чистом

Посмотрите вокруг –

Без краёв, без границ

Золотой океан

Кулундинских пшениц».

3 конкурс «Установите неточности»

1. Наиболее многочисленные группы населения Алтая

немцы русские грузины

украинцы алтайцы

2. 3. Озёра Алтайского края

Яровое Горькое Байкал Кулундинское Телецкое

4 конкурс «Кто больше?»

Составить как можно больше слов, использовав буквы слова «Заповедник»

(зов, воз, кино, коза, код, депо, зона, веник, поза, вена, вода, диво, вино, девиз, поезд …)

Что обозначает слово «Заповедник»?

Ведущий:

Богат наш край красивыми местами. Прекрасен он и в буйном цветении садов, и в неповторимых фантастических красках осени. Да, хорош наш Алтай, чудесна его природа: уж если зима – так зима, настоящая, с морозами и метелями, уж если лето – то лето! Никого не оставит равнодушным прекрасный мир природы Алтая: его альпийских лугов, покрытым буйным разнотравьем, грустных лесов, стремительных рек, сверкающих ледников и величественно безмолвных гор.

В стайке берёз, с лебединою схожей,

В птице, парящей легко в поднебесье,

В хлебной пыльце по-над утренней рожью

Чувствую родину, чувствую песню:

В кедре, которому скалы-опора,

И в водопаде, летящем отвесно,

В дымке, венчающей гордые горы,

Чувствую родину, чувствую песню:

Каждой кровинкой,

Каждой травинкой

Чувствую родину – вечный Алтай!

5 конкурс «Природа Алтая»

1. Какое дерево, растущее у нас на Алтае, называется «карандашным» деревом? (лиственница, кедр, сосна)

Не найдётся на свете птицы с более мрачной репутацией. В народных сказках и сказаниях она бывает и мудрой, и хитрой, но очень редко доброй (сова, ворон, филин)

Какой орех самый жирный и питательный? (земляной, кедровый, грецкий)

Какое масло идёт на приготовление лучших рыбных консервов? (облепиховое, кедровое, , подсолнечное)

У какого дерева даже в сильную и на солнце ствол почти не нагревается? (ель, тополь, берёза)

Над тихой речкой светлый бор:

Сосна к сосне – как на подбор.

Плеснёт волна в реке со дна,

И к солнцу тянется сосна,

Роняя в полдень на песок

И в туесок янтарный сок.

Г. Панов.

6 конкурс «Игровой»

В сборнике «Алтайские сказки» есть сказка «Как воробышек горько плачет».

Сейчас я зачитаю вам из неё начало:

- Было это или не было, не знаем, сказка это или быль, не ведаем. Что слышали, то и повторяем. Скакал по ветвям акации серой воробышек. Укололся о шип и сказал:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст