применение ИКТ на уроках русского языка

Применение ИКТ на уроках русского языка

Описание педагогического опыта

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательных дисциплинах.

Кизякова Ирина Аркадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2

г. Советский

2010 год

Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Конфуций

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.

Современные ученики — уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет: они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать «сырьем» для формирования знаний. Поэтому, основная задача информатизации образовательного процесса в начальной школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его структурирование и комбинирование. Пожалуй, это и послужило толчком к поиску мною такой организации учебных занятий, которая соответствовала бы современным требованиям, предъявленным школе.

Современный учитель имеет возможность подготовить и провести урок более ярко и увлекательно, используя информационно-коммуникационные технологии.

Главным преимуществом использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе является повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности обучающихся. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес обучающихся к изучаемым предметам, способствует успешному усвоению учебного материала и психическому развитию, помогает разобраться в потоке информации.

Используя информационно-коммуникационные технологии в организации учебно-воспитательного процесса, я руководствуюсь главным принципом: ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на моих уроках носит щадящий характер. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Цели использования информационных технологий

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Формы использования ИКТ

В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

1. Готовые электронные продукты.

Использование готовых электронных продуктов позволяет мне интенсифицировать свою деятельность и деятельность моих учеников, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. В своей педагогической практике я широко применяю: электронные учебники («Тренажер по русскому языку», «Репетитор по математике», «Повторение и контроль знаний по окружающему миру», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другое).

2. Мультимедийные презентации.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Ученик не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Презентация позволяет мне представить детям учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающегося.

3. Ресурсы сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, мои ученики приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски.

Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивной доски открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка — это ещё один шаг к повышению интереса обучающихся к предмету, повышению их орфографической зоркости и грамотности в целом.Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка в начальной школе.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает к неисчерпаемым возможностям изобразительно-выразительных средств.

Применение ИКТ компонента на уроках русского языка позволяет мне увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К.Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Использование ИКТ на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства моих учеников к занятиям. Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приемы преподавания русского языка, способствуют раскрытию моего творческого потенциала, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.

Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к организации образовательного процесса в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей моих учеников и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки и т.п.

Представлю методику моей работы со словарными словами на уроках русского языка.

Слова с непроверяемым написанием изучаются во всем курсе русского языка. Они определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык». Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах моих учеников являются ошибки на правописание безударных гласных в слове, поэтому орфографическая работа с данной группой слов проводится целенаправленно и систематически почти на каждом уроке.

Для себя в данной работе я поставила следующие задачи:

формирование прочных орфографических навыков (в пределах программных требований);

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие их логического мышления;

обучение ребят самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

Моя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов малоэффективна. Для того чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, я стараюсь использовать разные виды работ и разнообразить дополнительный и наглядный материал.

Начиная с первого года обучения детей, использую на уроках русского языка толковые и лексические словари в более интересной для данного возраста и поколения форме, презентации MS Power Point 2007. Первым этапом в этой работе является введение нового слова. Проводится работа над слуховым и зрительным образом слова. Во второй и третий годы обучения детей задания носят уже более усложненный характер. Вводится понятие «этимология» слова. При изучении нового слова предлагается указывать, какой частью речи оно является. Слово разбирается по составу. От имени существительного образуются имена прилагательные. Практикую склонение нового слова, если оно является именем существительным или прилагательным, а также спряжение глаголов. Активно обучающиеся пользуются «Этимологическим словарем». Завершающим этапом работы над словарными словами является введение 5-7 минутных мультимедийных презентаций из «Этимологического словаря», создание своей презентации с новыми страницами.

Использование компьютерных технологий целесообразно при подготовке к восприятию слова, организации разнообразных форм общения с текстом. Таким образом, оптимальным для меня стало применение на уроках страничек «Лексического словаря», которые готовятся на основе материалов из энциклопедий.

В используемой мною презентации MS Power Point 2007 «Словарные слова» представлены темы: «Растения», «Животные», «Продукты».

При знакомстве с новым словарным словом презентацию использую как для фронтальной работы с классом, так и групповой и индивидуальной. Для каждого словарного слова представлена иллюстрация (в данном возрасте преобладает наглядно-образное восприятие), лексическое значение и употребление данного слова в литературе – пословицы, поговорки, загадки, отрывки из стихотворений. В разделе «Задания» предлагаются для работы с изучаемым словом 6 заданий. Количество заданий и их номера на уроке я выбираю в зависимости от темпа урока, уровня усвояемости материала детьми. Так же в презентации всегда учитываю работу по проверке знаний и самоконтролю, что способствует развитию самоконтроля и адекватной самооценки обучающихся. Всю работу со словарными словами строю по принципу системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей младших школьников.

В результате целенаправленной работы над словарными словами повышается качество знаний учащихся, формируются прочные орфографические навыки их написания. Такая систематическая работа вызывает у обучающихся интерес к изучению словарных слов и способствует их лучшему запоминанию и правильному употреблению в речи. Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно. Моя педагогическая копилка содержит многообразие разработок уроков с применением ИКТ, что становится доступным другим педагогам.

За время работы у меня сложилась своя система использования информационных технологий на разных этапах урока в зависимости от типа занятия. При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я использую электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку: электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Информационно-коммуникационные технологии работают на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.

Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на деятельность учителя

экономия времени на уроке;

глубина погружения в материал;

применение интегративного подхода в обучении;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

возможность формирования коммуникативной компетенции обучающихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Эффективность использования электронно-методических материалов

1. Реализуются новые цели образования:

организация самостоятельной продуктивной деятельности;

формирование информационной грамотности и компетентности;

индивидуализация процесса;

ценностно-смысловое определение учащихся.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет

расширения возможностей доступа к образовательной информации;

совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;

формирования умения самостоятельно приобретать знания;

визуализации представленной информации;

ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;

развития творческого потенциала учащихся;

незамедлительной обратной связи;

одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.

3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Ожидаемые результаты:

положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

повышение уровня использования наглядности на уроке,

повышение производительности урока;

появление возможности организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций;

развитие познавательного интереса обучающихся и умения оперировать полученными знаниями.

По результатам диагностики школьной мотивации на конец 2008-2009 учебного года высокий уровень школьной мотивации отмечен у 16% обучающихся, хороший – у 32% обучающихся, по результатам 2009-2010 учебного года высокий уровень – у 64% обучающихся, хороший – у 28% обучающихся.

По итогам 2008-2009 учебного года 44% обучающихся имеют высокий и хороший уровни усвоения учебного материала, по итогам 2009-2010 учебного года – 52% обучающихся. Положительное отношение к школе и учебе отмечено у 96% обучающихся.

Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Список литературы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов Н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

Начальная школа. – 1988. — №11, 1990. — № 2.

Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. М.: “Экзамен”,2008

Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой. М.:Русский язык, 1997.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. Изд. Дом “Литера”, С.-Пб., 2005.

Словарь синонимов и антонимов русского языка. С.-Пб., 2005.

Волина В. Весёлая грамматика. М.: Олма-Пресс, 1999.

Кизякова Ирина Аркадьевна, МОУ СОШ №2 г. Советский PAGE \* MERGEFORMAT 12